Учебник для первого года обучения (старый вариант), 4 четверть.

IVчетверть

Содержание музыкальных произведений

Урок 1

Программно-изобразительная музыка.

М. Мусоргский Сюита для фортепиано «Картинки с выставки»

    Модест Петрович Мусоргский(1839 — 1881)написал свое произведение в 1874году под впечатлением выставки работ В. Гартмана, рано умершего художника. На ней было собрано все, что тот успел сделать: картины, этюды, рисунки, эскизы костюмов и декораций, дизайнерские проекты. Очень мало, что сохранилось от той посмертной выставки, организованной друзьями художника. Только воспоминания людей, которые на ней побывали и, конечно же, музыка М. Мусоргского. Композитор как будто проводит своих слушателей мимо запомнившихся ему художественных произведений, передавая нам свое впечатление от увиденного. Поэтому открывает цикл пьеса «Прогулка», музыкальная тема которой еще неоднократно вернется, изменяясь и объединяя все произведение единым замыслом.

Внезапно «Прогулка» прерывается, как будто мы неожиданно увидели что-то поразившее нас — «Гном» — следующая пьеса цикла. По воспоминаниям у Гартмана это была елочная игрушка в виде щипцов для раскалывания орехов. Но Мусоргский увидел свой образ – пугающий зловещий карлик.

Пьеса «Старый замок»навеяна двумя беглыми зарисовками французских средневековых замков. В. Стасов – музыкальный критик, большой друг и вдохновитель многих идей композиторов «Могучей кучки» оставил свой образ пьесы: «средневековый замок, перед которым трубадур поет свою песню» (трубадур – французский средневековый поэт-певец).

Эскиз театральных костюмов к шутливому балету Ю. Гербера «Трильби» послужили прообразом к скерцино (маленькое скерцо – от итал. «шутка») «Балету невылупившихся птенцов».

А проект часов в виде «Избушки на курьих ножках»превратился у Мусоргского в пьесу, которая известна еще под одним названием — «Баба Яга».

Задания:

  1. Пользуясь Приложением 3,подберите эпитеты, характеризующие все темы, прослушанные на уроке.

  2. Запишите элементы музыкальной речи, которыми воспользовался М. Мусоргский в пьесе «Балет невылупившихся птенцов».

  3. Напишите сочинение по пьесе «Избушка на курьих ножках», не забудьте отразить в нем трехчастную форму произведения.

Урок 2

Программно-изобразительная музыка.

П. Дюка Симфоническое скерцо «Ученик чародея»

    Мировую известность французскому композитору и педагогу Полю Дюка (1865 — 1935)принесло Симфоническое скерцо «Ученик чародея» (по балладе И. В. Гёте, 1897).

Содержание баллады композитор «описывает» при помощи музыкальных средств. Сравним содержание баллады И. В. Гёте и музыки П. Дюка.

Старый знахарь отлучился!

Радуясь его уходу,

Испытать я власть решился

Над послушною природой.

Я у чародея

Перенял слова

И давно владею

Тайной колдовства.

 

Брызни, брызни

свеж и влажен,

С пользой жизни,

Ключ из скважин

Дай скопить воды нам в чане,

Сколько требуется в бане!

 

Батрака накинь лохмотья,

Старый веник из мочалы.

Ты сегодня на работе

Отдан под мое начало!

Растопырь-ка ноги,

Дерни головой!

По лесной дороге

Сбегай за водой.

 

Брызни, брызни,

Свеж и влажен,

С пользой жизни

Ключ из скважин!

Дай скопить воды нам в чане,

Сколько требуется в бане!

 

Погляди на водоноса!

Воду перелил в лоханки!

И опять в овраг понесся

Расторопнее служанки.

Сбегал уж два раза

С ведрами батрак,

Налил оба таза

И наполнил бак.

 

Полно! Баста!

Налил всюду.

И не шастай

Больше к пруду!

Как унять готовность эту?

Я забыл слова запрета.

 

Я забыл слова заклятья

Для возврата прежней стати!

И смеется подлый веник,

Скатываясь со ступенек.

Возвратился скоком

И опять ушел,

И вода потоком

Заливает пол.

 

Стой, довольно,

Ненавистный!

Или больно шею стисну!

Только покосился в злобе,

Взгляд бросая исподлобья.

 

Погоди исчадье ада,

Ты ведь эдак дом утопишь!

С лавок льются водопады,

У порога лужи копишь!

Оборотень-веник,

Охлади свой пыл!

Снова стань, мошенник,

Тем, чем прежде был.

 

Вот он с новою бадейкой.

Поскорей топор я выну!

Опрокину на скамейку,

Рассеку на половину!

Ударяю с маху,

Палка пополам,

Наконец от страха

Отдых сердцу дам.

 

Верх печали!

О, несчастье!

С полу встали

Обе части,

И, удвоивши усердье,

Воду носят обе жерди!

 

С ведрами снуют холопы,

Все кругом водой покрыто.

На защиту от потопа

Входит чародей маститый!

«Вызвал я без знанья

Духов к нам во двор

И забыл чуранье,

Как им дать отпор!»

 

В угол, веник.

Сгиньте чары.

Ты мой пленник.

Бойся кары!

Духи, лишь колдун умелый

Вызывает вас для дела.

1797г.

Задания:

  1. Пользуясь Приложением 3,подберите эпитеты, характеризующие все темы Симфонического скерцо П. Дюка.

  2. Напишите сочинение «Ученик чародея».

  3. Вспомните песню на подобный сюжет.

 

Урок 3

Программно-изобразительная музыка.

К. Сен-Санс Зоологическая фантазия «Карнавал животных».

    Камиль Сен-Санс (1835 — 1921)– французский композитор, пианист, дирижер, музыкальный критик, педагог и общественный деятель был очень серьезным и уважаемым человеком. Но при этом он обладал тонким чувством юмора, которое и проявилось в этом произведении, написанном в 1886году. Уже название — «зоологическая фантазия» заставляет нас улыбнуться. Эта сюита из четырнадцати небольших пьес – миниатюр предназначена для непривычного ансамбля инструментов: двух роялей, струнного квинтета, флейты, флейты-пикколо, кларнета, фисгармонии, ксилофона и челесты.

«Королевский марш львов», «Курицы и петухи», «Антилопы», «Кенгуру», «Ослы», «Кукушка», «Птичий вольер» — пьесы, в которых композитор, искусно и остроумно подбирая элементы музыкальной речи, подражает повадкам этих животных.

В пьесах «Слон», «Черепахи», «Пианисты», «Ископаемые»композитор прибегает к музыкальной пародии. Пользуясь очень известными мелодиями, Сен-Санс изменяет их, вызывая улыбку слушателей. «Слон»изображен при помощи двух фрагментов: первый — мелодия «Балета сильфов» Г. Берлиоза из оратории «Осуждение Фауста», а второй — Скерцо Ф. Мендельсона из музыки к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь». Изящные и «воздушные» темы оригиналов Сен-Санс перемещает в низкий регистр и поручает контрабасам.

В пьесе «Черепахи» композитор цитирует популярный танец канкан, но в очень медленном темпе. «Пианисты»изображены при помощи гамм. А в пьесе «Ископаемые»Сен-Санс «уверяет» нас, что бывают не только ископаемые животные, от которых остались только косточки (тембр ксилофона), но и мелодии. Прошло больше ста лет, но и мы с вами все еще поем французскую мелодию «Слышишь песню у ворот». На слуху у нас и вторая мелодия, принадлежащая Дж. Россини из оперы «Севильский цирюльник».

Есть в цикле две лирические пьесы, без всякого оттенка насмешливости. «Аквариум» — волшебный водный мир с золотыми переливающимися рыбками – создан при помощи тембра челесты. И «Лебедь» — одна из самых известных пьес цикла. На ее музыку выдающийся русский балетмейстер Михаил Фокин создал знаменитый балетный номер «Умирающий лебедь» для Анны Павловой – легендарной русской балерины.

Зажигательная мелодия «Финала»напоминает жизнерадостный танец галоп, под который перед слушателями еще раз проносятся персонажи «Карнавала животных».

Задания:

  1. Какими элементами музыкальной речи пользуется композитор «рисуя портрет» каждого героя.
  2. Почему некоторые пьесы в этом произведение можно назвать пародией? С каким литературным жанром можно их сравнить?

  3. Нарисуйте рисунок к любой, из понравившихся вам пьес.

 

Урок 4

Программно-изобразительная музыка.

А. Лядов «Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро»

     Анатолий Константинович Лядов (1855 — 1914)— русский композитор, дирижер, педагог. Он всегда был поклонником классически ясного искусства Пушкина и Глинки, гармонии чувства и мысли, изящества и законченности художественной формы. А как ученик Н. А. Римского-Корсакова, Лядов был увлечен русской песней и миром русских народных сказок. Свыше 200 обработок русских народных песен для различных составов исполнителей было создано Лядовым. Но наибольший успех ему принесли программные оркестровые произведения сказочного содержания: «Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро».

Первая из них «Баба-Яга» «картинка к русской народной сказке для большого оркестра» (1904). Композитор адресует своим слушателям эпиграф из сказки «Василиса Прекрасная»: «Баба-Яга вышла во двор, свистнула – перед ней появилась ступа с шестом и помелом. Баба-Яга села в ступу и выехала со двора, шестом погоняет, помелом след заметает. Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели». Сравним литературный эпиграф и его музыкальное «описание».

«Кикимора» «народное сказание для оркестра» (1909). У этой пьесы тоже есть литературная программа, заимствованная Лядовым из народных сказок: «Живет, растет Кикимора у Кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора, а голова у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит кикимора от утра до вечера, шипит Кикимора со вечера до полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло держит Кикимора на весь люд честной». И снова мы можем убедиться, как тонко и точно «изобразил» композитор музыкальными средствами эту волшебную историю: сумрачная и таинственная сказочная страна, мягкое баюканье кота Баюна, хрустальная колыбелька, ядовито-колкая Кикимора, страшный переполох, который она поднимает.

«Волшебное озеро» «сказочная картинка для оркестра» (1909). Музыкальный пейзаж — так можно описать содержание этого произведения. Лядов оставил такой отзыв о работе над «Волшебным озером»: «Вот как было у меня с озером. Знал я одно такое – ну, простое, лесное русское озеро и в своей незаметности и тишине особенно красивое. Надо было почувствовать, сколько жизней и сколько изменений красок, светотеней, воздуха происходило в непрестанно изменчивой тиши и в кажущейся неподвижности! Начал я искать описания вот такого подходящего мне озера в русских народных сказках… Но не любят народные сказки останавливать действие и ход сказа на описание природы вот так, как нужно было мне для музыки: движения будто нет, а мысль – все время…». В одном из набросков «Волшебного озера» был и рисунок – озеро с камышами и елями на берегу.


Задания:

  1. Вспомните музыкальные произведения русских композиторов, посвященные Бабе-Яге.

  2. Вспомните и запишите названия произведений и их авторов, в которых использовались русские народные мелодии или сюжеты сказок, былин.

  3. Напишите сочинение по любой из прослушанных пьес.

 

Урок 5

Музыка и театр.

Э. Григ Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»

    Союз театра и музыки уходит своими корнями в глубокую древность, к античной драме(от греч. «действие» — вид серьезной, конфликтной пьесы или наименование пьесы вообще), где на равных правах объединялись слово, музыка и танец. До сегодняшнего дня музыка играет немаловажную роль в драматическом спектакле. Она способна создать определенную эмоциональную атмосферу, подчеркнуть основную идею пьесы, уточнить время и место действия, охарактеризовать персонаж, повлиять на темп спектакля, выделить основные кульминации, придать единство спектаклю. Музыка может быть созвучна тому, что происходит на сцене или контрастировать с ним. Музыка может быть составлена из фрагментов уже известных произведений или написана специально к спектаклю. Таким примером является музыка к пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена, написанная его соотечественником Эдвардом Григом (1843 — 1907).

Премьера пьесы состоялась 24 февраля 1876года в Христиании (столица Норвегии — ныне Осло). Успех окрылил композитора, и он создал из музыки к спектаклю две сюиты для оркестра, которые принесли ему всемирную славу.

Пьеса Г. Ибсена рассказывает о молодом крестьянском парне Пере Гюнте, который изгнан из деревни за то, что он соблазнил и бросил чужую невесту. Да и все поведение героя – фантазера и мечтателя не согласуется с принятыми нормами морали. Два человека дороги Перу: мать Озе и Сольвейг – девушка из деревни. Эта любовь и дар сказочника – лучшее, что есть в душе Пера. Но в погоне за счастьем он все теряет. Умирает от горя мать. Убегая из лесной избушке, которая стала приютом для него с Сольвейг, он бросает ей: «Жди меня!». Она отвечает: «Буду ждать!» Пер отправляется в дальние странствия, несколько раз он добивается сказочного богатства и каждый раз теряет все. Потерял он и свой дар – перестал быть поэтом, разучился доставлять людям радость своими сказками. Забыл он и Сольвейг. Через сорок лет он усталый, измученный и нищий возвращается на родину. Все эти годы ждала его в избушке Сольвейг. Последние слова пьесы полны глубокого отчаяния – жизнь растрачена попусту:

Она сохранила, а он расточил.

О, если б можно начать все с начала.

Пьесой-пейзажем «Утро»начинается первая сюита. В мелодии Григ использует особый лад – пентатонику (от греч. «пять» и «тон») – пятиступенный звукоряд, в котором нет полутонов. К указанию темпа композитор добавил слово «pastorale» (пастораль — от фр. «пастушеский»). Так в музыке называют пьесы, рисующие картины природы или картины сельской жизни. Услышим, какими музыкальными средствами пользуется для

этого Григ.

«Смерть Озе» — вторая пьеса сюиты. Пер застает свою мать в последние минуты ее жизни. Он начинает рассказывать ей одну из своих самых красивых сказок. Под эту сказку мать умирает спокойная и умиротворенная. Именно поэтому пьеса делится на две части: скорбную траурную и волшебную сказочную.

Путешествуя по жаркой Аравийской пустыне, Пер попадает в племя бедуинов. Там он объявляет себя пророком – посланником бога на земле. Дочь вождя — Анитра – пытается очаровать гостя своей красотой. «Танец Анитры» — музыкальный портрет очаровательной танцовщицы.

Чудом спасается Пер из подземного царства Горного короля, где ему предлагали стать троллем. Наступающие из мрака тени злобных существ изобразил Григ «В пещере горного короля» — сегодня самой популярной пьесе цикла.

Из второй оркестровой сюиты наиболее известна «Песня Сольвейг», которая звучала в спектакле несколько раз, как символ любви и верности героини. Самый светлый персонаж пьесы — Сольвейг обладает особым даром: преданностью и верностью. Ее имя переводится с норвежского языка – «светлый путь». Сольвейг ждет Пера и поет, сидя на пороге своей избушки.

Зима пройдет и весна пробежит,

И лето завянет, и год пролетит.

Ко мне ты вернешься и будешь со мной,

Тебе поклялась и верна я душой.

Самыми известными музыкальными произведениями, написанными к спектаклям, стали: Увертюра Л. ван Бетховена к драме И. В. Гете «Эгмонт», музыка Ф. Мендельсона к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь», Ж. Бизе к драме А. Доде «Арлезианка», М. Глинки к трагедии Н. Кукольника «Князь Холмский», П. Чайковского к весенней сказке А. Островского «Снегурочка».

Задания:

 

  1. Пользуясь Приложением 3 подберите эпитеты для характеристики прослушанных пьес.

  2. Определите, каким способом развития темы Григ пользуется наиболее часто. Почему?

  3. Нарисуйте рисунок или напишите сочинение к любой из прослушанных пьес.

Урок 6

Музыка и театр.

М. Глинка Опера «Руслан и Людмила»

    Родина оперы (от итал. «труд, сочинение») – Италия. На рубеже XVIXVIIвеков во Флоренции содружество писателей, художников, музыкантов и просто любителей музыки – «камерата» (от итал. «компания») задумали возродить древнегреческую трагедию, в которой объединялись драма, музыка и танец. Стараясь сочинить музыку, которая делала бы выразительнее текст и передавала чувства героев, они создали новый мелодический стиль – гомофонно-гармонический (в отличие от господствовавшего тогда в Европе стиля хоровой полифонии). Новые мелодии пелись соло с инструментальным сопровождением. Так появилась опера – музыкальный спектакль, в котором главным выразительным средством является музыка.

Первые в истории музыки оперы были написаны на античные сюжеты: «Дафна» и «Эвридика». Вскоре после своего зарождения опера распространилась сначала в Италии, а потом и по всей Европе. В каждой стране она приобрела свои характерные черты, национальные особенности.

Основу оперного спектакля составляют сольные и ансамблевые вокальные номера.

Ария (от итал. «песня, воздух») – сольный номер, в котором дается основная характеристика героя. Чтобы полнее раскрыть образ героя, композитор пишет для него несколько арий. Выходная ария героя, его первый сольный номер называется каватина (от итал. «извлечение»). Различают еще типы вокального высказывания героев: ариозо, ариетта, монолог, песня, романс.

Речитатив – род вокальной музыки, основанной на речевых интонациях. Назначение оперного речитатива – соединять номера оперы, отражать ход развития сюжета.

Ансамбль (от франц. «вместе») – музыкальный номер, исполняемый несколькими певцами: дуэт, терцет, квартет и т.д.

Хоровые номера пишутся для коллектива певцов.

Все голоса певцов делятся на высокие, средние и низкие. Мужские — тенор, баритон, бас. Женские — сопрано, меццо-сопрано, контральто.

Оркестровые номера– законченные эпизоды для инструментального исполнения. К ним относятся: увертюра(иногда вступление), музыкальный антракт, балетные сценыи музыкальные картины.

Оперный спектакль разделяется на несколько действий(актов), которые в свою очередь состоят из картин. Перерывы между действиями называются антрактами.

Сюжетами для оперного спектакля становятся литературные произведения: сказки, поэмы, повести, романы, пьесы. На их основе пишется текст оперы – либретто (от итал. «книжечка»).

Создателем классической русской оперы стал Михаил Иванович Глинка. В Большом театре Петербурга (ныне Мариинский) состоялись премьеры двух его опер: «Жизни за царя» (1836) и «Руслана и Людмилы» (1842). В основу второй легла юношеская поэма А. С. Пушкина. Глинка мечтал работать над своей оперой вместе с поэтом, с которым был близко знаком. Но роковая дуэль оборвала жизнь Пушкина. В создании либретто Глинке помогали его друзья. Опера «Руслан и Людмила» стала первой русской эпической оперой. В ней пять действий, развитие событий в каждом течет неторопливо. Познакомимся с некоторыми номерами оперы.

Увертюра(от лат. «открытие, начало») – задает тон всему спектаклю, настраивает нас на будущие события. Обе темы увертюры прозвучат потом в опере. Главная партия – в финале, а Побочная – в арии Руслана со словами: «О, Людмила, Лель сулил нам радость». В коде у тромбонов прозвучит и тема Черномора – специально придуманная Глинкой целотоновая нисходящая гамма.

Каватина Людмилы – музыкальный портрет княжны. Легкий подвижный тембр колоратурного (виртуозного) сопрано оттенен тембром флейты.

Сцена похищения Людмилы состоит из двух контрастных эпизодов. Первый только оркестровыми красками рисует фантастическую сцену похищения. Во втором – все присутствующие погружены в оцепенение. Руслан, Ратмир, Фарлаф и Светозар вступают друг за другом, как эхо. Так образуется канон(проведение одной и той же мелодии в разных голосах), передающей одно общее состояние героев.

Хвастун Фарлаф думает только о своем будущем торжестве, поэтому и написана его ария в форме рондо. Рондо Фарлафазвучит в очень быстром темпе с болтливой скороговоркой (традиция изображать комические персонажи захлебывающейся скороговоркой пришла из оперы-buffa).

В основуПерсидского хора Глинка положил персидскую (Персия – старинное название Ирана) народную мелодию. Хор написан в форме вариаций на неизменную мелодию. Варьируется только оркестровое сопровождение, создавая завораживающую атмосферу чар волшебных дев.

Марш Черномора – главный музыкальный номер, который обрисовывает злобного карлика (в опере у Черномора нет вокальных номеров). Две темы чередуются в марше: характеристика самого Черномора и его волшебного царства.

Задания:

  1. Составьте из оперных терминов, которые вы узнали, кроссворд.

  2. Какой персонаж оперы Глинки остался «немым» и почему?

  3. Вспомните и запишите не меньше пяти известных вам опер русских или зарубежных композиторов.

Урок 7

Музыка и театр.

П. Чайковский Балет «Щелкунчик»

    Балет (от лат. «танцую») можно назвать «братом» оперы – они оба появились в эпоху Возрождения из попыток воссоздать древнегреческую трагедию. Предками балета были маскарады, карнавальные шествия, конные турниры, народные игры и пляски, придворные представления. На уровень профессионального искусства балет поднялся во Франции в XVIIвеке — в произведениях Жана-Батиста Люли он надолго объединился с оперой. Лишь во второй половине XVIIIвека балет стал самостоятельным видом музыкально-театрального искусства. Балет – это музыкальный спектакль, в котором содержание передается при помощи танца.В нем соединяются музыка, танец и сценическое действие.

В создании балета участвуют: сценарист — он пишет либретто, композитор пишет музыку, балетмейстер(от нем. «мастер балета») сочиняет хореографию(от греч. «пляска» и «пишу»), художник придумывает костюмы действующих лиц и декорации.

Хореография состоит из танца и пантомимы. Танцы в балете принято делить на классические и характерные.

Классический танец исполняется на пуантах(от франц. «остриё, кончик») – специальной обуви, с твердым носком, который изготовляют из розового атласа и закрепляют лентами на ноге танцовщицы. Классический танец включает элементы придворного этикета: поклоны, реверансы, торжественную поступь. Для него необходимы: выворотность ног, отточенная техника прыжков и вращений. Классический танец бывает быстрый, виртуозный — Аллегроили медленный, плавный, лирический – Адажио.

Характерный танец выражает характеры: национальный, фантастический, комический, сказочный.

Пантомима – немая актерская игра, состоящая из выразительных жестов и мимики. Она, подобно оперному речитативу, связывает отдельные танцы, помогает развитию действия. Пантомима и танец объединяются в особом «действенном танце», или па д’аксьон.

Музыка в балете подчинена четким танцевальным ритмам. В классических балетах звучат вальсы, польки, галопы, старинные менуэты, гавоты, сарабанды, национальные танцы – итальянская тарантелла, испанское болеро, польская мазурка и др. Издавна применяются ритмы марша. Есть место в балете и для программно-изобразительной музыки, которая обрисовывает картины, объясняет сценические ситуации.

П. И. Чайковский сравнивал музыку балета с симфонией – многие герои имеют темы-характеристики. Их называют лейтмотивами(от нем. «ведущий мотив»).

По своему строению балет похож на оперу – он делится на действия, картины, сцены и номера. Чаще всего балет заканчивается апофеозом– заключением, в котором участвуют все исполнители.

Балетные номера бывают сольные, ансамблевыеи массовые. Сольные номера исполняются только солистами балета. Вариация– танец одного солиста, состоящая из трех частей. Па-де-де– танец двух солистов. Он состоит из общего выхода – антре, лирического дуэта – адажио, мужских и женских вариаций и заключения – коды. Па-де-труа– танец трех солистов. Па-де-катр — танец четырех солистов. Ансамблевые номера исполняют корифеи– ведущие артисты кордебалета (от 4 до 8 исполнителей). Массовые номера исполняет кордебалет(от франц. «корпус балета») — коллектив танцовщиков – от 8 до 30 человек. Главный принцип композиции в этих танцах – симметрия и геометрическая правильность. Хореографические группы образуют круги, квадраты, звезды, кресты и другие геометрические фигуры.

Часто в балетное действие включается ряд танцев, расположенных в определенном порядке, который заканчивается балетной кодой. Подобная сюита называется дивертисмент(от франц. «развлечение»).

П. И. Чайковскийв содружестве с балетмейстером Мариусом Петипасоздал три балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица»,«Щелкунчик»(1892)— все они стали шедеврами мировой балетной музыки. Сюжетом для последнего послужила новелла немецкого писателя-романтика Э. Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». В балете два действия.

Увертюра вводит слушателей в волшебство рождественской истории.

Марш сопровождает раздачу подарков.

Рост елки – чудо, которое видит героиня, попадая в мир сказки.

Сцена сражения– кульминационный эпизод 1 акта балета — почти настоящее, но все-таки кукольное сражение игрушек и мышей.

Дивертисментиз второго действия изображает праздник в волшебном царстве сластей Конфетюренбурге. Все эти танцы характерные:Арабский танец (Кофе),Китайский танец (Чай),Испанский танец (Шоколад),Русский танец (Трепак). Завершает дивертисмент Вальс цветов.

Далее следует главный лирический номер балета – Па-де-де, но здесь его исполняют не главные герои – Клара и Щелкунчик, как это обычно принято, а хозяйка сказочного сахарного дворца — фея Драже и принц Коклюш. Это адажио стало смысловым центром балета, его кульминацией. Вариацией танцовщицы стал знаменитый номер — Танец феи Драже.

Задания:

  1. Вспомните и запишите названия не менее 5 балетов русских или зарубежных композиторов.

  2. Пользуясь диаграммой Приложения 4, найдите даты жизни П. И. Чайковского. Какие композиторы жили с ним в одно время.

  3. Вспомните, какие произведения вы слышали, в которых использовался тембр челесты? Чем схожи эти произведения?

 

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

Анна Викторовна
Анна Викторовна
Была на сайте никогда
33 года (20.03.1985)
тел: +7 908 927 39 93
anna.kolesnik.85@mail.ru
Читателей: 21 Опыт: 0 Карма: 1
Теги
1-й год 1 ч. проверочная №2 1-я серия 1-я четверть 2014 2-й год. проверочная по 1-й четверти 2-я четверть аккомпанемент алябьев варламов гурилёв анализ музыкальных произведений анализ периода английская олимпиада по муз.лит-ре 2012 года английский рожок античность архив нот тараканова атональность балет барокко бах бах-гуно. аве бах. токката и фуга ре-минор бах. шутка из сюиты №2 бетховен билеты для 4-х классов билеты для 5-х классов билеты для 6-х классов билеты по муз. лит-ре билеты по муз.лит-ре блок флейта борис годунов бородин бородин. князь игорь бриттен. путеводитель по оркестру былина вайнберг веризм верное средство видео диктант№1 видео диктант лошадка видео диктант мошка викторина викторина №1 (2) за 1 ч. викторина №1 за 1 ч. викторина №1 за 3 ч. викторина №1 за 4 ч. викторина №1 по 3 ч. викторина №1 по содержанию про-ийр викторина №2 по содержанию про-ий викторина за 1 ч. викторина за 2 ч. викторина к экзамену по музыкальной литературе викторина по 1 ч викторина по формам викторова екимовский булез винни-пух винни-пух и кролик винни-пух и ослик возрождение вокальные сценки волынка вопросы к билетам по музыкальной литературе в порту высказывания учеников гайдн гендель гендель ария альмиры из оперы ринальдо гендель. ария альмиры из оперы ринальдо глазунов глинка гобой график экзаменов по муз.лит-ре на 2013 год гротеск гротеск шостаковича гуго орлеанский дарможский дарья зырянова (дизайнер) даша мазина дворжак. симфония "из нового света". денисов джеймс гельвей и группа "риверданс". динамика (итальянские термины) дмш додекафония евгений онегин евгений онегин чайковского зарубежка зарубежная муз.лит-ра зарубежная муз.лит-ра. викторина№2 по 3ч. зарубежная муз. лит-ра. викторина по 1ч. зарубежная муз.лит-ра. викторина по 1 ч.№2 зарубежная муз.лит-ра. викторина по 2-й ч. зарубежная муз.лит-ра. проверочная №1 за 3 ч. зарубежная муз.лит-ра.проверочная №2 за 3 ч. зарубежная муз.лит-ра.проверочная №2 по 2 ч. зарубежная опера 17-18 веков зарубежное искусство зелёные рукава зелёные рукава в исполнении королеских певцов зелёные рукава (лютня) импрессионизм ирландия кармина бурана картинки с выставки "картинки с выставки" мусоргского киевская русь кикимора лядова кларнет классик онлайн.ру классицизм клаус номи князь игорь коллаж команда риверданс композиторы - юбиляры 2013 года конкретная музыка конкурс по муз.лит-ре конкурс по сольфеджио 5.04.2013 г конкурс по сольфеджио для 5-7 классов (5.04.2013 года) король артур. ария гения холода. кофейная кантата крюковая запись лебединое озеро чайковского лядов магический квадрат в додекафонии майкл найман мелодия из фильма пианино маленькой ёлочке диктант маленькой ёлочке - ритмический диктант мария менует боккерини михаил бердышев многостильность моранж московская русь мотьё моцарт моцарт концерт для кларнета с оркестром музыка б.куле мусоргский мусоргский борис годунов мясковский найман в перьми найман.пианино направления хх века нежданова новгородская русь отзыв о концерте пепино первый год первый год обучения пер гюнт пёрселл пёрселл. дидона и эней пёрселл. король артур. пассакалия пёрселл. плач дидоны пианино пиковая дама пиковая дама чайковского пиковая дама чайковского (продолжение) пираты карибского моря поздний романтизм полина надршина поэзия вагантов презентация о джеймсе гельвее прелюдии дебюсси прелюдии шостаковича призрак оперы проверочная №1 проверочная №1 за 1 ч. проверочная №1 за 3 ч. проверочная №1 по 1 ч. проверочная №2 за 1ч. проверочная №3 проверочная за 2ч. проверочная за 3 ч. проверочная по 4ч. проверочная по музыкальной теме (1-й год) проверочная по содержанию муз.про-ий проверочная по тембрам проверочная по формам проверочная по эмр проверочные прокофьев прокофьев шостакович расширенная тональность рахманинов рахманинов шуберт вагнер верди брамс римский-корсаков романтизм ромео и джульетта руслан и людмила глинки русская музыка русская музыка 19-20 века русская музыка.викторина №1 за 3 ч. русская музыка. викторина №2 за 2 ч. русская музыка. викторина №2 за 3 ч. русские меценаты русский бытовой романс русское музыкальное искусство саксофон саксофон (авторский фильм в.суслопаровой) свадьба фигаро как комедия характеров свердловская государственная академическая филармония свиридов скрябин содержание муз.про-ий (4 четверть) сонатно-симфонический цикл сонатнро-симфонический цикл состязание клавиристов спящая красавица чайковского средневековье стравинский сюита для оркестра №4 сюита музыка для королевского фейерверка танеев танец маленьких лебедей театр оперы и балета темпы итальянские термины) темы для устных ответов техники хх века требования к реферату по музыкальной литературе учебник для 1-го года обучения учебник по муз.лит-ре (1-й год обучения). приложения. ученик чародея уэббер.кошки фагот флейта флейта-пикколо формы музыкальных произведений фото хитрук хористы к.барратье хоровой концерт хх век чайковский чайковский мазурка из детского альбома человек с золотой флейтой шаляпин шёл по лесу дед мороз - диктант шёл по лесу дед мороз - ритм шёл по лесу дед мороз - схема шёнберг шнитке губайдулина шопен шотландия штрихи (итальянские термины) шуберт щелкунчик чайковского экзаменационные вопросы по музыкальной литературе экзамен по муз.лит. произведения для анализа экзамен по муз.лит-ре. экзамен по муз. лит-ре 2014 г экзамен по музыкальной литературе экзамен по музыкальной литературе. ноты экспрессионизм элементы музыкальной речи эпитеты к характеру музыки юлия заболотских
Я в клубах
Любители книг Пользователь клуба
Фотографируем Пользователь клуба
ART Пользователь клуба
Служба помощи MyPage.Ru Пользователь клуба
все 12 Мои друзья