Учебник для первого года обучения (старый вариант), 3 четверть, продолжение.

 

 

Куранта– французский танец (в переводе с французского означает «текущая», «бегущая»). Темп танца умеренно-быстрый в трехдольном метре.

Сарабанда – старинный испанский танец. Музыка сарабанды имеет суровый, мрачный характер, исполняется в медленном темпе, метр трехдольный.

Жига– старинный ирландский танец. Музыка отличается быстрым темпом, триольным движением в размерах 6 ,12. Танец исполнялся под

                                                                                        8 8

аккомпанемент старинной скрипки, которая за необычайно выпуклую форму прозвали «жига», что означает «окорок». Это слово и стало названием танца.

К началу XVIIIвека, когда писали музыку великие немецкие композиторы И. С. Бах и Г. Ф. Гендель эти танцы уже устарели, их не танцевали, а только слушали. Как правило, между сарабандой и жигой вставляли добавочные танцы, реально бытовавшие в то время: менуэт, гавот, бурре, полонез, паспье, ригодон и другие. Со временем в сюиту включаются и нетанцевальные части: увертюры, прелюдии, токкаты, фантазии, арии и даже пьесы с собственными названиями (например «Сельское рондо»).

Классическая танцевальная сюита на протяжении XVIIIвека имела ведущее значение среди крупных инструментальных произведений. Сюитные циклы писали для клавесина, инструментального ансамбля или небольшого оркестра. К концу XVIIIвека классическая танцевальная сюита уступает место сонате и симфонии, но вновь возрождается в XIXвеке.

Это уже иной цикл. В сюиту объединяются разнохарактерные пьесы любого содержания, жанров и форм. Часто сюита бывает программной: композиторы дают название всей сюите или отдельным ее частям. От старой сюиты сохраняется принцип контрастного чередования частей, но они не пишутся больше в одной тональности.

Во второй половине XIXвека возник особый вид сюит из музыки оперы, балета или музыки к спектаклю, а в ХХ веке – из музыки к кинофильмам.

Задания:

1. Найдите в тетради по музыкальной литературе сюиты, которые вы

слушали на уроках. Выпишите их названия и авторов.

3. Вспомните, как различался характер следующих друг за другом

частей, их темп, лад?

4. При помощи диаграммы найдите даты жизни И. С. Баха.

 

Урок 6

Сонатно–симфонический цикл. Сонатная форма. Экспозиция.

     Сонатно-симфонический цикл– это очень сложная многочастная музыкальная форма. В этой форме композиторы пишут симфонии, сонаты, концерты и инструментальные ансамбли (трио, квартеты, квинтеты и другие). Классический сонатно-симфонический цикл сложился в творчестве композиторов венской школы: Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена.

За каждой частью сонатно-симфонического цикла закрепляется определенный характер, темп и тональность. Все части имеют свое место в цикле и исполняют в нем определенную роль.

Обычно хотя бы одна часть сонатно-симфонического цикла (чаще всего первая) пишется в сонатной форме. Эта форма занимает особое место среди музыкальных форм, ее называют высшей музыкальной формой. Только сонатная форма дает композитору возможность отразить сложные жизненные явления.

Сонатную форму часто сравнивают с драмой – литературным произведением, которое предназначено для постановки в театре. Действие в драме развертывается так:

завязка – знакомство с главными героями;

развитие сюжета– определенные события, которые заставляют героев действовать, совершать поступки и таким образом раскрывать свою сущность;

развязка – итог, результата, к которому приходит действие.

Сонатная форма, в свою очередь, состоит из трех крупных разделов: экспозиции, разработки и репризы.

Экспозиция (от латинского «изложение») – представляет основные

темы.

Разработка — изменяет, развивает темы экспозиции.

Реприза– возвращает основные темы экспозиции, но с обязательными изменениями.

В сонатной форме пишутся первые части симфоний, сонат, концертов, квартетов, хотя возможно ее использование и в других частях этих циклических произведений. В сонатной форме пишутся также увертюры и отдельные симфонические пьесы.

Экспозиция представляет два основных, обычно контрастных, образа: Главную партию(Г П) и Побочную партию(П П). Дополняют их две вспомогательных партии: связующая(св п) и заключительная(з п). Полностью строение экспозиции выглядит так:

Экспозиция

Г П св п П П з п

 

Главная партия – это основной образ сонатной формы и пишется в основной тональности.

Связующая партия — это переход из тональности Главной партии в тональность Побочной.

Побочная партия – противопоставлена Главной и пишется обычно в мажоре: в тональности доминанты (Vступень лада), если основная тональность сонатной формы мажорная или в параллельной тональности (IIIступень лада), если основная тональность минорная.

Заключительная партия завершает экспозицию и утверждает тональность побочной партии.

Связующая и заключительная партии, как правило, несамостоятельны и построены на материале Главной или Побочной партий и редко принимают участие в дальнейшем развитии.

Задания:

1. Вспомните и запишите пройденные произведения, написанные в

сонатной форме.

2. Определите, в каких тональностях будут написаны Главная и

Побочная партии, если основная тональность симфонии: fmoll, Es

dur, cis – moll, Gis – dur.

  1. Придумайте и запишите свою историю, в которой будут отражены все разделы сонатной формы: экспозиция – завязка, разработка – развитие действия и реприза – развязка.

 

Урок 7

Сонатная форма. Разработка.

    Разработка – это следующий этап сонатной формы. Здесь темы экспозиции оказываются в новых условиях, они преображаются, изменяя свой характер, открывая новые грани знакомых образов. Для этого используются определенные способы развития тем:

секвенция

вариационное развитие

имитация

Но чаще всего в разработке сонатной формы используется еще один способ развития: мотивный, при котором изменениям подвергается не сама тема, а ее самый выразительный мотив.

Разработка отличается большей свободой в выборе тем и способов их изложения, чем экспозиция. Поэтому разработка встречается разных типов:

— в разработке участвуют все основные партии экспозиции;

— в разработке участвуют не все партии экспозиции;

— в разработке используется новая тема – «эпизод»;

— разработки может вообще не быть.

Разработка самый напряженный раздел сонатной формы. Именно здесь обычно находится кульминация– высшая точка развития образов.

Задания:

1. Вспомните, изменяются ли основные образы экспозиции в

разработке?

2. Запомните способы развития тем, какие из них чаще используются в

разработке сонатной формы?

3. Разработка какого из прослушанных на уроке произведений

построена только на интонациях Главной партии?

Урок 8

Сонатная форма. Реприза. Кода.

    Третий раздел сонатной формы – реприза. Реприза возвращает основные партии экспозиции. Но если в экспозиции Главная и Побочная партии излагаются в различных тональностях, а разработка отличается тональной неустойчивостью, то в репризе темы объединяются одной тональностью.

Чаще всего партии экспозиции повторяются в репризе в прежнем порядке, часто с некоторыми сокращениями или изменениями – такая реприза будет называться полной. Если в репризе звучат не все партии экспозиции (обычно в таких случаях отсутствует Побочная партия), то такая реприза будет называться сокращенной. Бывает, что в репризе партии расположены в обратном порядке:

Реприза

П ПГ П

Такая реприза называется зеркальная.

В сонатной форме могут быть вступление икода. Кода (с итальянского буквально «хвост», «конец») – это дополнительное заключение, которое еще раз подтверждает основной образ и закрепляет основную тональность.

Строение сонатной формы:

Экспозиция Разработка Реприза

ВступлениеГ П св п П П з п РазвитиеГ П св п П П з п Кода

тем

экспозиции

Первая часть классического сонатно-симфонического цикла обычно писаласьв быстром темпе и называлась — сонатное Allegro. Но на протяжении двухвековой истории своего существования сонатная форма гибко менялась. Одной из примет музыки ХХ века стало замедление темпа сонатной формы в первой части цикла — сонатное Moderato.

Сонатная форма, раскрывая заложенные в ней возможности, служит одним из важных средств отображения самой жизни, ее сложных и многогранных явлений и процессов.

Задания:

1. Проанализируйте произведение в сонатной форме из вашего

репертуара по специальности. Сравните репризу с экспозицией.

2. Почему сонатную форму могут называть сонатное Allegro?

3. Придумайте и запишите в тетради свой план сонатной формы?

Урок 9

Сонатно-симфонический цикл.

   Нам уже известно, что сонатно-симфонический цикл сложился к концу XVIIIвека. Особенно ярко он представлен в творчестве венских классиков – Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена.

Классический сонатно-симфонический цикл– это многочастная музыкальная форма, в которой хотя бы одна часть (обычно первая) написана в сонатной форме.

Произведения, которые пишутся в этой самой сложной музыкальной форме, отличаются различным составов исполнителей и количеством частей:

Симфонияпишется для симфонического оркестра (4 части);

Соната – для одного или двух инструментов (3 части);

Камерный ансамбль– для трех или более инструментов

(названия этих произведений заимствуют обозначения самого

ансамбля: например, Трио – это и ансамбль из трех исполнителей,

и произведение для него; так же Квартет и т. д.) (4 части);

Концерт– для солирующего инструмента с оркестром (3 части).

Изучая формы музыкальных произведений, мы не раз сравнивали их с литературными формами: период – с абзацем, сонатную форму с драмой. Сонатно-симфонический цикл по сложности содержания и количеству ярких тем-образов можно сравнить с многотомным романом. Конечно, подобное сравнение условно. Ведь в каждом новом томе романа развивается действие, и описываются герои предыдущего тома. 4 жечасти сонатно-симфонического цикла воплощают четыре «точки зрения» композитора на отображаемое явление. Иногда их сравнивают с четырьмя философскими определениями существования человека.

1 часть – определяет характер всего цикла. Здесь заключена основная драматургическая линия произведения – столкновение главных контрастных образов. Пишется она чаще всего в сонатной форме и быстром темпе. Эта часть самая важная – она представляет «человека действующего».

2 часть переключает слушателя в мир лирических, созерцательных настроений. Обычно она звучит в медленном темпе, а ее форма может быть любой из известных нам. Во второй части перед нами раскрывают образ «человека размышляющего»

3 часть — вносит в яркое танцевальное или игровое начало. Сначала это был менуэт (самый популярный танец XVIIIвека). Бетховен заменил его скерцо. А в XIXвеке французский композитор Г. Берлиоз ввел в сонатно-симфонический цикл танец своего времени – вальс. Но, как правило, эту часть писали в трехчастной форме (простой или сложной). «Человек играющий» — образ, который представляет эта часть.

4 часть – стремительный финал. Часто он возвращает слушателей к образам первой части, подводя итог их развитию. Формы последней части цикла: сонатная, рондо или рондо-сонатная. Финал воплощает образ «человека общественного».

Как правило, первая, третья и четвертая, а иногда только первая и последняя части цикла пишутся в одной тональности.

Опираясь на общую идею передачи слушателю через музыку сложного, глубокого содержания, композиторы каждый раз создавали различные разновидности сонатно-симфонического цикла. Вторую и третью часть часто меняли местами или вообще пропускали. Количество частей свободно варьировали, сжимая или расширяя цикл. В музыке XXвека смысловой центр произведения часто смещали из первой части в финал.

Но на протяжении всего своего более чем двухвекового существования сонатно-симфонический цикл неизменно оставался самой важной музыкальной формой для выражения мыслей, чувств, образов всех без исключения композиторов.

Задания:

  1. Какую музыкальную форму можно сравнить с драмой?

  2. Запишите в тетрадь фамилии не менее пяти композиторов, которые писали произведения в сонатно-симфоническом цикле. Приведите примеры по одному произведению.

  3. При помощи диаграммы найдите даты жизни Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена. Сравните их и скажите, кто из «венских классиков» был старше всех, а кто самым молодым?

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

Анна Викторовна
Анна Викторовна
Была на сайте никогда
33 года (20.03.1985)
тел: +7 908 927 39 93
anna.kolesnik.85@mail.ru
Читателей: 21 Опыт: 0 Карма: 1
Теги
1-й год 1 ч. проверочная №2 1-я серия 1-я четверть 2014 2-й год. проверочная по 1-й четверти 2-я четверть аккомпанемент алябьев варламов гурилёв анализ музыкальных произведений анализ периода английская олимпиада по муз.лит-ре 2012 года английский рожок античность архив нот тараканова атональность балет барокко бах бах-гуно. аве бах. токката и фуга ре-минор бах. шутка из сюиты №2 бетховен билеты для 4-х классов билеты для 5-х классов билеты для 6-х классов билеты по муз. лит-ре билеты по муз.лит-ре блок флейта борис годунов бородин бородин. князь игорь бриттен. путеводитель по оркестру былина вайнберг веризм верное средство видео диктант№1 видео диктант лошадка видео диктант мошка викторина викторина №1 (2) за 1 ч. викторина №1 за 1 ч. викторина №1 за 3 ч. викторина №1 за 4 ч. викторина №1 по 3 ч. викторина №1 по содержанию про-ийр викторина №2 по содержанию про-ий викторина за 1 ч. викторина за 2 ч. викторина к экзамену по музыкальной литературе викторина по 1 ч викторина по формам викторова екимовский булез винни-пух винни-пух и кролик винни-пух и ослик возрождение вокальные сценки волынка вопросы к билетам по музыкальной литературе в порту высказывания учеников гайдн гендель гендель ария альмиры из оперы ринальдо гендель. ария альмиры из оперы ринальдо глазунов глинка гобой график экзаменов по муз.лит-ре на 2013 год гротеск гротеск шостаковича гуго орлеанский дарможский дарья зырянова (дизайнер) даша мазина дворжак. симфония "из нового света". денисов джеймс гельвей и группа "риверданс". динамика (итальянские термины) дмш додекафония евгений онегин евгений онегин чайковского зарубежка зарубежная муз.лит-ра зарубежная муз.лит-ра. викторина№2 по 3ч. зарубежная муз. лит-ра. викторина по 1ч. зарубежная муз.лит-ра. викторина по 1 ч.№2 зарубежная муз.лит-ра. викторина по 2-й ч. зарубежная муз.лит-ра. проверочная №1 за 3 ч. зарубежная муз.лит-ра.проверочная №2 за 3 ч. зарубежная муз.лит-ра.проверочная №2 по 2 ч. зарубежная опера 17-18 веков зарубежное искусство зелёные рукава зелёные рукава в исполнении королеских певцов зелёные рукава (лютня) импрессионизм ирландия кармина бурана картинки с выставки "картинки с выставки" мусоргского киевская русь кикимора лядова кларнет классик онлайн.ру классицизм клаус номи князь игорь коллаж команда риверданс композиторы - юбиляры 2013 года конкретная музыка конкурс по муз.лит-ре конкурс по сольфеджио 5.04.2013 г конкурс по сольфеджио для 5-7 классов (5.04.2013 года) король артур. ария гения холода. кофейная кантата крюковая запись лебединое озеро чайковского лядов магический квадрат в додекафонии майкл найман мелодия из фильма пианино маленькой ёлочке диктант маленькой ёлочке - ритмический диктант мария менует боккерини михаил бердышев многостильность моранж московская русь мотьё моцарт моцарт концерт для кларнета с оркестром музыка б.куле мусоргский мусоргский борис годунов мясковский найман в перьми найман.пианино направления хх века нежданова новгородская русь отзыв о концерте пепино первый год первый год обучения пер гюнт пёрселл пёрселл. дидона и эней пёрселл. король артур. пассакалия пёрселл. плач дидоны пианино пиковая дама пиковая дама чайковского пиковая дама чайковского (продолжение) пираты карибского моря поздний романтизм полина надршина поэзия вагантов презентация о джеймсе гельвее прелюдии дебюсси прелюдии шостаковича призрак оперы проверочная №1 проверочная №1 за 1 ч. проверочная №1 за 3 ч. проверочная №1 по 1 ч. проверочная №2 за 1ч. проверочная №3 проверочная за 2ч. проверочная за 3 ч. проверочная по 4ч. проверочная по музыкальной теме (1-й год) проверочная по содержанию муз.про-ий проверочная по тембрам проверочная по формам проверочная по эмр проверочные прокофьев прокофьев шостакович расширенная тональность рахманинов рахманинов шуберт вагнер верди брамс римский-корсаков романтизм ромео и джульетта руслан и людмила глинки русская музыка русская музыка 19-20 века русская музыка.викторина №1 за 3 ч. русская музыка. викторина №2 за 2 ч. русская музыка. викторина №2 за 3 ч. русские меценаты русский бытовой романс русское музыкальное искусство саксофон саксофон (авторский фильм в.суслопаровой) свадьба фигаро как комедия характеров свердловская государственная академическая филармония свиридов скрябин содержание муз.про-ий (4 четверть) сонатно-симфонический цикл сонатнро-симфонический цикл состязание клавиристов спящая красавица чайковского средневековье стравинский сюита для оркестра №4 сюита музыка для королевского фейерверка танеев танец маленьких лебедей театр оперы и балета темпы итальянские термины) темы для устных ответов техники хх века требования к реферату по музыкальной литературе учебник для 1-го года обучения учебник по муз.лит-ре (1-й год обучения). приложения. ученик чародея уэббер.кошки фагот флейта флейта-пикколо формы музыкальных произведений фото хитрук хористы к.барратье хоровой концерт хх век чайковский чайковский мазурка из детского альбома человек с золотой флейтой шаляпин шёл по лесу дед мороз - диктант шёл по лесу дед мороз - ритм шёл по лесу дед мороз - схема шёнберг шнитке губайдулина шопен шотландия штрихи (итальянские термины) шуберт щелкунчик чайковского экзаменационные вопросы по музыкальной литературе экзамен по муз.лит. произведения для анализа экзамен по муз.лит-ре. экзамен по муз. лит-ре 2014 г экзамен по музыкальной литературе экзамен по музыкальной литературе. ноты экспрессионизм элементы музыкальной речи эпитеты к характеру музыки юлия заболотских
Я в клубах
Любители книг Пользователь клуба
Фотографируем Пользователь клуба
ART Пользователь клуба
Служба помощи MyPage.Ru Пользователь клуба
все 12 Мои друзья