Учебник для первого года обучения (старый вариант), 3 четверть, продолжение.
Куранта– французский танец (в переводе с французского означает «текущая», «бегущая»). Темп танца умеренно-быстрый в трехдольном метре.
Сарабанда – старинный испанский танец. Музыка сарабанды имеет суровый, мрачный характер, исполняется в медленном темпе, метр трехдольный.
Жига– старинный ирландский танец. Музыка отличается быстрым темпом, триольным движением в размерах 6 ,12. Танец исполнялся под
8 8
аккомпанемент старинной скрипки, которая за необычайно выпуклую форму прозвали «жига», что означает «окорок». Это слово и стало названием танца.
К началу XVIIIвека, когда писали музыку великие немецкие композиторы И. С. Бах и Г. Ф. Гендель эти танцы уже устарели, их не танцевали, а только слушали. Как правило, между сарабандой и жигой вставляли добавочные танцы, реально бытовавшие в то время: менуэт, гавот, бурре, полонез, паспье, ригодон и другие. Со временем в сюиту включаются и нетанцевальные части: увертюры, прелюдии, токкаты, фантазии, арии и даже пьесы с собственными названиями (например «Сельское рондо»).
Классическая танцевальная сюита на протяжении XVIIIвека имела ведущее значение среди крупных инструментальных произведений. Сюитные циклы писали для клавесина, инструментального ансамбля или небольшого оркестра. К концу XVIIIвека классическая танцевальная сюита уступает место сонате и симфонии, но вновь возрождается в XIXвеке.
Это уже иной цикл. В сюиту объединяются разнохарактерные пьесы любого содержания, жанров и форм. Часто сюита бывает программной: композиторы дают название всей сюите или отдельным ее частям. От старой сюиты сохраняется принцип контрастного чередования частей, но они не пишутся больше в одной тональности.
Во второй половине XIXвека возник особый вид сюит из музыки оперы, балета или музыки к спектаклю, а в ХХ веке – из музыки к кинофильмам.
Задания:
1. Найдите в тетради по музыкальной литературе сюиты, которые вы
слушали на уроках. Выпишите их названия и авторов.
3. Вспомните, как различался характер следующих друг за другом
частей, их темп, лад?
4. При помощи диаграммы найдите даты жизни И. С. Баха.
Урок 6
Сонатно–симфонический цикл. Сонатная форма. Экспозиция.
Сонатно-симфонический цикл– это очень сложная многочастная музыкальная форма. В этой форме композиторы пишут симфонии, сонаты, концерты и инструментальные ансамбли (трио, квартеты, квинтеты и другие). Классический сонатно-симфонический цикл сложился в творчестве композиторов венской школы: Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена.
За каждой частью сонатно-симфонического цикла закрепляется определенный характер, темп и тональность. Все части имеют свое место в цикле и исполняют в нем определенную роль.
Обычно хотя бы одна часть сонатно-симфонического цикла (чаще всего первая) пишется в сонатной форме. Эта форма занимает особое место среди музыкальных форм, ее называют высшей музыкальной формой. Только сонатная форма дает композитору возможность отразить сложные жизненные явления.
Сонатную форму часто сравнивают с драмой – литературным произведением, которое предназначено для постановки в театре. Действие в драме развертывается так:
завязка – знакомство с главными героями;
развитие сюжета– определенные события, которые заставляют героев действовать, совершать поступки и таким образом раскрывать свою сущность;
развязка – итог, результата, к которому приходит действие.
Сонатная форма, в свою очередь, состоит из трех крупных разделов: экспозиции, разработки и репризы.
Экспозиция (от латинского «изложение») – представляет основные
темы.
Разработка — изменяет, развивает темы экспозиции.
Реприза– возвращает основные темы экспозиции, но с обязательными изменениями.
В сонатной форме пишутся первые части симфоний, сонат, концертов, квартетов, хотя возможно ее использование и в других частях этих циклических произведений. В сонатной форме пишутся также увертюры и отдельные симфонические пьесы.
Экспозиция представляет два основных, обычно контрастных, образа: Главную партию(Г П) и Побочную партию(П П). Дополняют их две вспомогательных партии: связующая(св п) и заключительная(з п). Полностью строение экспозиции выглядит так:
Экспозиция
Г П св п П П з п
Главная партия – это основной образ сонатной формы и пишется в основной тональности.
Связующая партия — это переход из тональности Главной партии в тональность Побочной.
Побочная партия – противопоставлена Главной и пишется обычно в мажоре: в тональности доминанты (Vступень лада), если основная тональность сонатной формы мажорная или в параллельной тональности (IIIступень лада), если основная тональность минорная.
Заключительная партия завершает экспозицию и утверждает тональность побочной партии.
Связующая и заключительная партии, как правило, несамостоятельны и построены на материале Главной или Побочной партий и редко принимают участие в дальнейшем развитии.
Задания:
1. Вспомните и запишите пройденные произведения, написанные в
сонатной форме.
2. Определите, в каких тональностях будут написаны Главная и
Побочная партии, если основная тональность симфонии: f– moll, Es
– dur, cis – moll, Gis – dur.
Придумайте и запишите свою историю, в которой будут отражены все разделы сонатной формы: экспозиция – завязка, разработка – развитие действия и реприза – развязка.
Урок 7
Сонатная форма. Разработка.
Разработка – это следующий этап сонатной формы. Здесь темы экспозиции оказываются в новых условиях, они преображаются, изменяя свой характер, открывая новые грани знакомых образов. Для этого используются определенные способы развития тем:
секвенция
вариационное развитие
имитация
Но чаще всего в разработке сонатной формы используется еще один способ развития: мотивный, при котором изменениям подвергается не сама тема, а ее самый выразительный мотив.
Разработка отличается большей свободой в выборе тем и способов их изложения, чем экспозиция. Поэтому разработка встречается разных типов:
— в разработке участвуют все основные партии экспозиции;
— в разработке участвуют не все партии экспозиции;
— в разработке используется новая тема – «эпизод»;
— разработки может вообще не быть.
Разработка самый напряженный раздел сонатной формы. Именно здесь обычно находится кульминация– высшая точка развития образов.
Задания:
1. Вспомните, изменяются ли основные образы экспозиции в
разработке?
2. Запомните способы развития тем, какие из них чаще используются в
разработке сонатной формы?
3. Разработка какого из прослушанных на уроке произведений
построена только на интонациях Главной партии?
Урок 8
Сонатная форма. Реприза. Кода.
Третий раздел сонатной формы – реприза. Реприза возвращает основные партии экспозиции. Но если в экспозиции Главная и Побочная партии излагаются в различных тональностях, а разработка отличается тональной неустойчивостью, то в репризе темы объединяются одной тональностью.
Чаще всего партии экспозиции повторяются в репризе в прежнем порядке, часто с некоторыми сокращениями или изменениями – такая реприза будет называться полной. Если в репризе звучат не все партии экспозиции (обычно в таких случаях отсутствует Побочная партия), то такая реприза будет называться сокращенной. Бывает, что в репризе партии расположены в обратном порядке:
Реприза
П ПГ П
Такая реприза называется зеркальная.
В сонатной форме могут быть вступление икода. Кода (с итальянского буквально «хвост», «конец») – это дополнительное заключение, которое еще раз подтверждает основной образ и закрепляет основную тональность.
Строение сонатной формы:
Экспозиция Разработка Реприза
ВступлениеГ П св п П П з п РазвитиеГ П св п П П з п Кода
тем
экспозиции
Первая часть классического сонатно-симфонического цикла обычно писаласьв быстром темпе и называлась — сонатное Allegro. Но на протяжении двухвековой истории своего существования сонатная форма гибко менялась. Одной из примет музыки ХХ века стало замедление темпа сонатной формы в первой части цикла — сонатное Moderato.
Сонатная форма, раскрывая заложенные в ней возможности, служит одним из важных средств отображения самой жизни, ее сложных и многогранных явлений и процессов.
Задания:
1. Проанализируйте произведение в сонатной форме из вашего
репертуара по специальности. Сравните репризу с экспозицией.
2. Почему сонатную форму могут называть сонатное Allegro?
3. Придумайте и запишите в тетради свой план сонатной формы?
Урок 9
Сонатно-симфонический цикл.
Нам уже известно, что сонатно-симфонический цикл сложился к концу XVIIIвека. Особенно ярко он представлен в творчестве венских классиков – Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена.
Классический сонатно-симфонический цикл– это многочастная музыкальная форма, в которой хотя бы одна часть (обычно первая) написана в сонатной форме.
Произведения, которые пишутся в этой самой сложной музыкальной форме, отличаются различным составов исполнителей и количеством частей:
Симфонияпишется для симфонического оркестра (4 части);
Соната – для одного или двух инструментов (3 части);
Камерный ансамбль– для трех или более инструментов
(названия этих произведений заимствуют обозначения самого
ансамбля: например, Трио – это и ансамбль из трех исполнителей,
и произведение для него; так же Квартет и т. д.) (4 части);
Концерт– для солирующего инструмента с оркестром (3 части).
Изучая формы музыкальных произведений, мы не раз сравнивали их с литературными формами: период – с абзацем, сонатную форму с драмой. Сонатно-симфонический цикл по сложности содержания и количеству ярких тем-образов можно сравнить с многотомным романом. Конечно, подобное сравнение условно. Ведь в каждом новом томе романа развивается действие, и описываются герои предыдущего тома. 4 жечасти сонатно-симфонического цикла воплощают четыре «точки зрения» композитора на отображаемое явление. Иногда их сравнивают с четырьмя философскими определениями существования человека.
1 часть – определяет характер всего цикла. Здесь заключена основная драматургическая линия произведения – столкновение главных контрастных образов. Пишется она чаще всего в сонатной форме и быстром темпе. Эта часть самая важная – она представляет «человека действующего».
2 часть переключает слушателя в мир лирических, созерцательных настроений. Обычно она звучит в медленном темпе, а ее форма может быть любой из известных нам. Во второй части перед нами раскрывают образ «человека размышляющего»
3 часть — вносит в яркое танцевальное или игровое начало. Сначала это был менуэт (самый популярный танец XVIIIвека). Бетховен заменил его скерцо. А в XIXвеке французский композитор Г. Берлиоз ввел в сонатно-симфонический цикл танец своего времени – вальс. Но, как правило, эту часть писали в трехчастной форме (простой или сложной). «Человек играющий» — образ, который представляет эта часть.
4 часть – стремительный финал. Часто он возвращает слушателей к образам первой части, подводя итог их развитию. Формы последней части цикла: сонатная, рондо или рондо-сонатная. Финал воплощает образ «человека общественного».
Как правило, первая, третья и четвертая, а иногда только первая и последняя части цикла пишутся в одной тональности.
Опираясь на общую идею передачи слушателю через музыку сложного, глубокого содержания, композиторы каждый раз создавали различные разновидности сонатно-симфонического цикла. Вторую и третью часть часто меняли местами или вообще пропускали. Количество частей свободно варьировали, сжимая или расширяя цикл. В музыке XXвека смысловой центр произведения часто смещали из первой части в финал.
Но на протяжении всего своего более чем двухвекового существования сонатно-симфонический цикл неизменно оставался самой важной музыкальной формой для выражения мыслей, чувств, образов всех без исключения композиторов.
Задания:
Какую музыкальную форму можно сравнить с драмой?
Запишите в тетрадь фамилии не менее пяти композиторов, которые писали произведения в сонатно-симфоническом цикле. Приведите примеры по одному произведению.
При помощи диаграммы найдите даты жизни Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена. Сравните их и скажите, кто из «венских классиков» был старше всех, а кто самым молодым?