Учебник для первого года обучения (старый вариант), 2 четверть, продолжение.

Урок 4

Симфонический оркестр. Струнная смычковая группа.

    Более подробное знакомство с симфоническим оркестром начнем с самой многочисленной (50 – 60 музыкантов) группы струнных смычковых инструментов.Эта группа – важнейшая часть симфонического оркестра, ее подлинный фундамент. Струнные выступают большой плотной массой для того, чтобы уравновесить звонкие и сильные голоса духовых инструментов.

В струнную группу входят скрипки, альты, виолончелии контрабасы. Их распределение напоминает расположение голосов в хоре: сопрано, альт, тенор, бас. Скрипки разделены на первыеи вторые,что тоже совпадает с разделением сопрано на первые и вторые голоса. Подобное разделение группы на несколько партий называется дивизии.

Ведущее место среди струнных смычковых инструментов принадлежит скрипкам (violini). «Королевой оркестра» называют этот инструмент,сочетающий красивый выразительный звук и техническую подвижность.

Струнные смычковые инструменты, предшествовавшие скрипке, известны с глубокой древности. Но самая известная из них семья инструментов под названием виола (от итальянского «фиалка»). Виолы были разных размеров. Мастера украшали их драгоценностями и тончайшей резьбой. Их игра отличалось мягкой, мечтательной и слабой звучностью, непригодной для больших концертных залов. Именно поэтому виолы были постепенно вытеснены семейством скрипок. Но передали им свою внешность и имя, ведь violiniв переводе с итальянского языка — «маленькая виола».

История скрипок неотделима от имен замечательных итальянских мастеров из города Кремоны – Амати, Гварнери, Страдивари. На протяжении XVIXVIIвеков они от поколения к поколению создавали непревзойденные образцы этого инструмента, точно рассчитав пропорции, толщину деревянных стенок, состав лака, покрывающего инструмент и многое другое.

Очень часто скрипки благодаря своей исключительной певучести используются для ведения основной музыкальной темы. Иногда мелодия поручается скрипке-соло, Тогда ее исполняет первый скрипач – концертмейстер.

Альт (viola)имеет то же устройство, что и скрипка, но его размер больше, поэтому диапазон его ниже, а звук — гуще. Тембр альта называют матовым, глуховатым, неярким. Поэтому альты значительно реже скрипок выдвигались в оркестре на первый план, чаще они удваивали партии скрипок или виолончелей, придавая звучанию большую насыщенность. Но в ХХ веке композиторы все чаще стали поручать альту сольные партии.

Виолончель (violoncello«меньшая из больших виол»)разделяет со скрипкой первенство в струнной смычковой группе. Она обладает великолепным мягким, бархатным тембром. Виолончель уступает скрипке в виртуозности, но успешно конкурирует в мелодическом пении. Виолончель появилась в середине XVIвека, но довольно долго она не могла превзойти свою соперницу – виолу да гамба (стоящую на полу виолу). Признание пришло к виолончели только в XVIIIвеке.

Контрабасы (contrabassi«очень низкий бас») – самые большие и самые низкие по звучанию инструменты. Музыкант играет на контрабасе стоя или сидя на специальном стуле. При своих внушительных размерах – это самый скромный и незаметный участник струнной смычковой группы. Обязанность контрабасов – создание басовой опоры, часто им поручают удваивать октавой ниже партию виолончелей. Тембр контрабаса – темный, суровый, несколько тяжеловатый. Он солирует в особых редких случаях. Но в ХХ веке на этот инструмент обратили внимание джазовые музыканты, они стали использовать его как бас-гитару, играя на нем щипком.

Струнная смычковая группа включает в себя голоса разнообразного диапазона и характера. Поэтому существуют коллективы, целиком составленные только из этих инструментов: две скрипки, альт и виолончель составляют струнный квартет, большой ансамбль из всех струнных смычковых инструментов называют струнным оркестром. Кроме того, эти инструменты могут гармонично сочетаться со всеми тембрами, в том числе и человеческим голосом.

Частым участником симфонического оркестра является арфа (arha) – струнный щипковый инструмент. Он не принадлежит ни к одной из оркестровых групп. История инструмента насчитывает несколько тысячелетий, ее изображения встречалось еще на древнеегипетских фресках. Арфа обладает красивым, нежным звуком небольшой силы, но не способный для исполнения певучих мелодий. Арфа чаще аккомпанирует другим инструментам воздушными аккордами или фигурациями.

Задания:

  1. Расположите инструменты струнной смычковой группы в соответствии с голосами в хоре. Почему это можно сделать?

  2. По описанию тембра узнайте инструмент струнной смычковой группы:

    1. матовый, глуховатый, неяркий;

в) темный, суровый, тяжеловатый;

г) певучий, яркий, виртуозный;

д) мягкий, бархатный, певучий.

  1. Вспомните и запишите произведения, пройденные в этом году, в которых мелодии ведут инструменты струнной смычковой группы.

  2. Какова роль арфы в оркестре?

 

Урок 5

Симфонический оркестр.

Группа деревянных духовых инструментов.

   Знакомство ссимфоническим оркестром начнем сгруппыдеревянных духовых инструментов.Само название «деревянные» давно уже не вполне правильное. Когда-то инструменты этой группы действительно были деревянными, но сейчас их изготавливают из различного материала, в том числе из металла и пластмассы. Название сохранилось, чтобы отличать эти духовые инструменты от группы медных духовых.

К группе деревянных духовых инструментов относятся: флейта, гобой, кларнет и фагот. Все они звучат с помощью вибрации столба воздуха, заключенного в трубке инструмента, но при этом сильно отличаются друг от друга по тембру, характеру и окраске звучания. Кроме того, каждый из них обладает особым техническим устройством.

Численность музыкантов в группе невелика, со времен Гайдна и Моцарта классическим считается парный состав, т.е. в оркестре играют по два музыканта на каждом инструменте группы.

Самым высоким голосом среди деревянных духовых обладает флейта (flauto). Ее название переводится с латинского как «дыхание». Это один из древнейших музыкальных инструментов, ее происхождение теряется в глубине веков. В современную флейту музыкант вдувает воздух в боковое отверстие, держа ее поперек относительно своего туловища. Такая флейта называется поперечная. Разновидность обыкновенной флейты — флейта-пикколо (piccolo– с итальянского «маленькая»). Инструмент уменьшенного размера звучит на октаву выше большой флейты. Флейта обладает легким и светлым тембром, часто солирует, а благодаря своему техническому совершенству может исполнять сложные виртуозные мелодии.

Гобой (oboe) – название имеет французское происхождение и означает «высокое дерево». Его легко узнать по своеобразному «носовому» оттенку, который получается благодаря двойной трости-язычку. Этот инструмент так же известен с глубокой древности. В отличие от флейты гобой не столь подвижен и блестящ, но зато способен к более проникновенной задушевной выразительности. Композиторы часто пользуются тембром гобоя для изображения картин природы, сельского быта. Разновидность гобоя английский рожок (cornoinglese) – это увеличенный гобой, звучащий ниже обычного и обладающий более густым тембром.

Кларнет (clarnetto– с итальянского «ясный, светлый») обладает чистым и прозрачным тембром. В подвижности и виртуозности кларнет с успехом соперничает с флейтой. Его диапазон очень велик – он играет легко и свободно на любой высоте, отличаясь силой и сочностью звучания. В современном оркестре участвуют и разновидности кларнета: малый кларнет

(звучащий на октаву выше основного) и басовый кларнет(звучащий на октаву ниже основного).

Фагот (fagotto) — самый низкий инструмент группы. У него такой же, как у гобоя двойной язычок, придающий его звучанию «хрипоту». Фагот самый длинный инструмент, поэтому его сложили, точно вязанку дров (с итальянского языка его название так и переводится «связка, узел»). Разновидностью фагота является контрафагот, он звучит октавой ниже основного.

К группе деревянных духовых примыкает семейство саксофонов (saxofoni), в которое входят инструменты различной высоты: сопрановые, альтовые, теноровыеи баритоновые. Хотя сегодня саксофон зарекомендовал себя как джазовый инструмент, но он был изобретен задолго до рождения джаз-оркестров – в 1840 году его сконструировал бельгийский мастер Адольф Сакс. Выразительный тембр саксофона применяют в качестве дополнительного участника симфонического оркестра.

Задания:

  1. Назовите все группы симфонического оркестра.

  2. Почему группа деревянных духовых инструментов так называется, точное ли это название?

  3. По описанию тембра узнайте инструмент деревянной духовой группы:

а) глухой, хриплый, приглушенный;

б) холодный, легкий, свистящий;

в) чистый, прозрачный, ясный;

г) густой, насыщенный, гнусавый.

Урок 6

Симфонический оркестр. Группа медных духовых инструментов.

Группа ударных инструментов.

    Медные духовые инструменты (часто их сокращенно называют «медь») обладают звонким сильным звуком. В современный симфонический оркестр большого состава входит две или три трубы, четыре валторны, три тромбонаи одна туба. Все медные духовые инструменты представляют собой длинные металлические трубки, закрученные в несколько раз. Вдувают воздух в них через мундштук(от немецкого «предмет, приспособление для губ»). А звук выходит из широкого раструба на конце инструмента.

Долгое время медные духовые инструменты могли исполнять только некоторые звуки и назывались «натуральными». Только с изобретением специального вентильного механизма (в начале XIXвека) эти инструменты получили возможность исполнять сложные многозвучные мелодии и стали называться — «хроматическими».

Знакомство с медными духовыми начнем с трубы (tromba) – инструмента, известного с древности. Звук у трубы – яркий, далеко летящий, она часто солирует. О своем военном прошлом труба напоминает призывными мотивами, которые называют «фанфарами». Задорные, блестящие мелодии исполняет родственник трубы – инструмент небольшого размера корнет-а-пистон.

Валторна (cornoрусское название от немецкого «вальдхорн» — «лесной рог») — часто используется для передачи образов природы. Сначала несовершенные натуральные инструменты исполняли так называемый «золотой ход» валторн — наиболее удачные двухголосные созвучия. Сегодня валторна обладает широкими возможностями и часто солирует. Она одинаково хорошо исполняет и певучие нежные и мужественные грозные мелодии, легко справляется со сложными техническими пассажами.

Тромбон (trombone) по характеру звучания близок трубе, но звук у него ниже и массивнее. Высота звука изменяется у него при помощи выдвижной кулисы. Тромбоны пришли в симфонический оркестр последними из оперного оркестра, где использовались для создания острых, драматических эффектов.

Туба (tuba) – самый низкий инструмент медной духовой группы. Звук у нее очень глубокий, густой. Подобно басам других групп – контрабасу, контрафаготу, — туба редко солирует и используется чаще для удвоения мелодии других инструментов или выдержанных звуков в басу («педалей»).

Ударные инструменты. Это самая пестрая, разнохарактерная и шумная группа инструментов и размещается она в конце оркестра. При всем их разнообразии они объединены общим способом извлечения звука – ударом. В современном симфоническом оркестре несколько десятков ударных инструментов. Многие композиторы, стремясь разнообразить звучание своих произведений, вводили в оркестр новые, даже экзотические инструменты этой группы. Принято разделять ударные инструменты на два типа: сопределенной высотой звучания и снеопределенной высотойзвучания(шумовые).

К инструментам с определенной высотой звучанияотносятся литавры (timpani). Этот старинный инструмент первым вошел в состав симфонического оркестра. Литавры представляют собой медные котлы, затянутые сверху кожей, по которой ударяют палочками с мягкими наконечниками. Литавра настраивается на определенную высоту звука. Быстро перестроить литавру трудно, поэтому в оркестре присутствуют две, три и даже четыре литавры разной высоты. Тогда они могут сыграть даже небольшую мелодию. Но чаще литавры применяются для ритмической поддержки других групп оркестра. Челеста (celesta) — клавишные инструмент, внешне напоминающий маленькое пианино с набором небольших стальных пластинок. Она дает чистый, волшебно-нежный, словно тающий звук. Колокольчики (campanelli) состоят из набора стальных пластинок, по которым ударяют двумя палочками. Звук колокольчиков напоминает челесту, только тембр их немного звонче, ярче и резче. Колокола (campane) выглядят, как свободно подвешенные металлические брусья или трубки разной длины. Ксилофон (xilofone) состоит из набора деревянных пластин. Он имеет довольно сильный и резкий, щелкающий звук. Близкий родственник ксилофону – инструмент маримба. Вибрафон – по внешнему виду напоминает ксилофон, только с металлическими пластинками. Плывущий, летящий звук получается при помощи специальных труб с задвижками, работающими от электромотора.

Инструментов с неопределенной высотой звучания (шумовых)гораздо больше, поэтому перечислим только самые популярные из них. Тамтам (tam-tam) – большой металлический диск, издает гулкий, раскатистый, долго не затухающий после удара звук. Большой барабан (cassa), иначе называемый «турецким», — инструмент большой мощности. Гулкий, ухающий звук большого барабана хорошо сочетается со звонким тембром тарелок (piatti). Малый барабан (tamburo) отлично воспроизводит любые ритмические узоры. Кроме перечисленных инструментов, в симфоническом оркестре могут встречаться: треугольник, кастаньеты, бубен, маракасыи многие, многие другие.

Задания:

1. По описанию тембра узнайте инструмент медной духовой группы:

а) низкий, глубокий, густой;

б) яркий, призывный, летящий;

в) яркий, низкий, массивный;

г) мягкий, благородный, «грудной».

2. За что медные духовые инструменты называли натуральными и

хроматическими?

3. Вспомните и запишите не менее трех ударных инструментов, не

названных на уроке.

Задание:

  1. Вспомните, какие русские народные инструменты вы знаете?

Составьте из их названий кроссворд.

  1. Являются ли родственниками баян и аккордеон? Назовите их общего предшественника.

  2. Назовите инструмент, популярный у древнерусских скоморохов.

  3. Вспомните названия русских ударных инструментов. Как они связаны с бытом простых людей?

Урок 7

Русские народные музыкальные инструменты.

    Судьба русских народных инструментов складывалась трагически. Игра на музыкальных инструментах во времена Древней Руси считалась грехом, а тех, кто был почитателем этого искусства, православное духовенство причисляло к язычникам и богохульникам. Только церковное многоголосное пение считалось музыкой достойной христианина. Строгие законы были направлены на борьбу с музыкантами, которых называли скоморохами. Решив разом освободиться от скверны, патриарх Никон в сентябре 1654 года велел собрать и сжечь на берегу реки Москва все инструменты. Только усилиями настоящих преданных энтузиастов русские музыкальные инструменты и традиции игры на них не исчезли и возродились для новой жизни.

Именно таким человеком был Василий Васильевич Андреев(1861 – 1918) – музыкант, виртуоз на балалайке, игравший, кроме того, на фортепиано, скрипке, гармонике, жалейке и свирели. Он изучал русское народное творчество, собирал и совершенствовал инструменты. Сначала он организовал «Кружок любителей игры на балалайках» — ансамбль из 8 музыкантов, из которого позже вырос «Великорусский оркестр». Знакомство с его составом начнем с балалайки – трехструнного щипкового инструмента, который давно стал русским национальным символом.

Само название, типично народное, и передает характер игры на инструменте. Слово балалайка созвучно русским словам: балабонить, балагурить, которые произошли, в свою очередь, от татарского слова балалар – дети. Действительно звучание балалайки легкое, бренчливое, забавное и не всегда серьезное. Самые ранние сведения о балалайке относятся к 1715 году. Современный облик инструмент приобрел благодаря В. В. Андрееву. В русском народном оркестре существует балалайки различных размеров, с разным диапазоном звучания: прима, секунда, альт, бас и другие.

Самым популярным скоморошьим инструментом была домра. Хотя первые упоминания о ней относятся к XVIвеку, точного описания и изображения домры не сохранилось, даже само название не находит объяснения в русском языке. В. В. Андреев воссоздал домру по старинному инструменту, который ему привезли из Вятской губернии. Сейчас существует две разновидности домры: трехструнная и четырехструнная. Играют на ней при помощи медиатора. Современная домра – виртуозный инструмент, на котором исполняют не только обработки русских народных песен, но и произведения специально для нее написанные и переложения классических произведений. Так же, как и балалайки, домры в оркестре существуют разных размеров.

Гуслиеще один русский струнный щипковый инструмент. Первое упоминание о нем относится к VIвеку. Название их происходит от древнеславянского слова «густы» — гудеть, поэтому гусли – гудящие струны. Древний гусляр был не только музыкантом, но и поэтом, и рассказчиком. Существовало несколько разновидностей гуслей: крыловидные (звончатые), шлемовидные. Позже всех (в конце XVIвека) были созданы прямоугольные (столообразные) гусли, которые и сегодня входят в состав многих оркестров русских народных инструментов.

Гитара– струнный щипковый инструмент. Ее название происходит от древнегреческого «кифара». Изобретение гитары приписывают Испании – там инструмент получил свою современную форму, хотя распространен он был во всех странах Европы. В России гитара стала известна с 1769 года. Но настоящая популярность пришла к ней, когда она попала в руки цыган, певших под ее аккомпанемент русские и цыганские народные песни. За этой семиструнной разновидностью гитары закрепилось название «русская». В то же время в России получила распространение шестиструнная, как ее называли «испанская» гитара.

Хорошо известный сегодня баян – клавишно-пневматический язычковый инструмент был назван по имени легендарного древнерусского певца-сказителя Баяна. Но его история началась в Германии в 1822 году с инструмента гармоники. В считанные годы гармоника стала популярной по всей Европе, за свою удивительную возможность играть и мелодию, и аккомпанемент, оставаясь при этом компактной и легкой. В России гармоники делали во многих местностях. Название инструмента определялось местом, где ее сделали: «тульская», «бологойская», «саратовская» и другие гармоники. Современный баян сконструировал русский мастер Петр Стерлигов в 1907 году. Аккордеон – гармоника с правой клавиатурой фортепианного типа появилась в России в XIXвеке, ранее, чем за рубежом.

Разнообразно представлены русские духовые инструменты: свистульки, свирель, жалейка, рожок, кугиклыи многие другие.

Самобытны русские народные ударные инструменты, они рождены самой жизнью, многие тесно связаны с бытом простых людей: ложки, трещотка, бубенцы, рубель, коробочка, дрова.

В современном мире русские народные инструменты занимают достойное место, пользуясь заслуженным интересом у исполнителей и слушателей.

 

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.
накрутить лайки
Анна Викторовна
Анна Викторовна
Была на сайте никогда
39 лет (20.03.1985)
тел: +7 908 927 39 93
Читателей: 20 Опыт: 0 Карма: 1
Теги
1-й год 1 ч. проверочная №2 1-я серия 1-я четверть 2014 2-й год. проверочная по 1-й четверти 2-я четверть аккомпанемент алябьев варламов гурилёв анализ музыкальных произведений анализ периода английская олимпиада по муз.лит-ре 2012 года английский рожок античность архив нот тараканова атональность балет барокко бах бах-гуно. аве бах. токката и фуга ре-минор бах. шутка из сюиты №2 бетховен билеты для 4-х классов билеты для 5-х классов билеты для 6-х классов билеты по муз. лит-ре билеты по муз.лит-ре блок флейта борис годунов бородин бородин. князь игорь бриттен. путеводитель по оркестру былина вайнберг веризм верное средство видео диктант№1 видео диктант лошадка видео диктант мошка викторина викторина №1 (2) за 1 ч. викторина №1 за 1 ч. викторина №1 за 3 ч. викторина №1 за 4 ч. викторина №1 по 3 ч. викторина №1 по содержанию про-ийр викторина №2 по содержанию про-ий викторина за 1 ч. викторина за 2 ч. викторина к экзамену по музыкальной литературе викторина по 1 ч викторина по формам викторова екимовский булез винни-пух винни-пух и кролик винни-пух и ослик возрождение вокальные сценки волынка вопросы к билетам по музыкальной литературе в порту высказывания учеников гайдн гендель гендель ария альмиры из оперы ринальдо гендель. ария альмиры из оперы ринальдо глазунов глинка гобой график экзаменов по муз.лит-ре на 2013 год гротеск гротеск шостаковича гуго орлеанский дарможский дарья зырянова (дизайнер) даша мазина дворжак. симфония "из нового света". денисов джеймс гельвей и группа "риверданс". динамика (итальянские термины) дмш додекафония евгений онегин евгений онегин чайковского зарубежка зарубежная муз.лит-ра зарубежная муз.лит-ра. викторина№2 по 3ч. зарубежная муз. лит-ра. викторина по 1ч. зарубежная муз.лит-ра. викторина по 1 ч.№2 зарубежная муз.лит-ра. викторина по 2-й ч. зарубежная муз.лит-ра. проверочная №1 за 3 ч. зарубежная муз.лит-ра.проверочная №2 за 3 ч. зарубежная муз.лит-ра.проверочная №2 по 2 ч. зарубежная опера 17-18 веков зарубежное искусство зелёные рукава зелёные рукава в исполнении королеских певцов зелёные рукава (лютня) импрессионизм ирландия кармина бурана картинки с выставки "картинки с выставки" мусоргского киевская русь кикимора лядова кларнет классик онлайн.ру классицизм клаус номи князь игорь коллаж команда риверданс композиторы - юбиляры 2013 года конкретная музыка конкурс по муз.лит-ре конкурс по сольфеджио 5.04.2013 г конкурс по сольфеджио для 5-7 классов (5.04.2013 года) король артур. ария гения холода. кофейная кантата крюковая запись лебединое озеро чайковского лядов магический квадрат в додекафонии майкл найман мелодия из фильма пианино маленькой ёлочке диктант маленькой ёлочке - ритмический диктант мария менует боккерини михаил бердышев многостильность моранж московская русь мотьё моцарт моцарт концерт для кларнета с оркестром музыка б.куле мусоргский мусоргский борис годунов мясковский найман в перьми найман.пианино направления хх века нежданова новгородская русь отзыв о концерте пепино первый год первый год обучения пер гюнт пёрселл пёрселл. дидона и эней пёрселл. король артур. пассакалия пёрселл. плач дидоны пианино пиковая дама пиковая дама чайковского пиковая дама чайковского (продолжение) пираты карибского моря поздний романтизм полина надршина поэзия вагантов презентация о джеймсе гельвее прелюдии дебюсси прелюдии шостаковича призрак оперы проверочная №1 проверочная №1 за 1 ч. проверочная №1 за 3 ч. проверочная №1 по 1 ч. проверочная №2 за 1ч. проверочная №3 проверочная за 2ч. проверочная за 3 ч. проверочная по 4ч. проверочная по музыкальной теме (1-й год) проверочная по содержанию муз.про-ий проверочная по тембрам проверочная по формам проверочная по эмр проверочные прокофьев прокофьев шостакович расширенная тональность рахманинов рахманинов шуберт вагнер верди брамс римский-корсаков романтизм ромео и джульетта руслан и людмила глинки русская музыка русская музыка 19-20 века русская музыка.викторина №1 за 3 ч. русская музыка. викторина №2 за 2 ч. русская музыка. викторина №2 за 3 ч. русские меценаты русский бытовой романс русское музыкальное искусство саксофон саксофон (авторский фильм в.суслопаровой) свадьба фигаро как комедия характеров свердловская государственная академическая филармония свиридов скрябин содержание муз.про-ий (4 четверть) сонатно-симфонический цикл сонатнро-симфонический цикл состязание клавиристов спящая красавица чайковского средневековье стравинский сюита для оркестра №4 сюита музыка для королевского фейерверка танеев танец маленьких лебедей театр оперы и балета темпы итальянские термины) темы для устных ответов техники хх века требования к реферату по музыкальной литературе учебник для 1-го года обучения учебник по муз.лит-ре (1-й год обучения). приложения. ученик чародея уэббер.кошки фагот флейта флейта-пикколо формы музыкальных произведений фото хитрук хористы к.барратье хоровой концерт хх век чайковский чайковский мазурка из детского альбома человек с золотой флейтой шаляпин шёл по лесу дед мороз - диктант шёл по лесу дед мороз - ритм шёл по лесу дед мороз - схема шёнберг шнитке губайдулина шопен шотландия штрихи (итальянские термины) шуберт щелкунчик чайковского экзаменационные вопросы по музыкальной литературе экзамен по муз.лит. произведения для анализа экзамен по муз.лит-ре. экзамен по муз. лит-ре 2014 г экзамен по музыкальной литературе экзамен по музыкальной литературе. ноты экспрессионизм элементы музыкальной речи эпитеты к характеру музыки юлия заболотских
Я в клубах
Любители книг Пользователь клуба
Фотографируем Пользователь клуба
ART Пользователь клуба
Служба помощи MyPage.Ru Пользователь клуба
все 12 Мои друзья