БИЛЕТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Элементы музыкальной речи.

Элементы музыкальной речи.

   Со времён древнейших цивилизаций(Древняя Греция, Египет, Шумеры и т.п.) человечество живёт в 3-х важнейших системах координат, дающих информацию о внешнем мире. Это буквы, цифры и ноты.С помощью определённых звуков и определённых ладов древние прививали своим воспитанникам благородные чувства и мысли, совершенствовали их физическое развитие. Греческий мыслитель Пифагор считал музыку, звуковые волны, одним из важнейших творящих энергий, на основе чего мыслитель создал теорию гармонии сфер,измерив расстояние между планетами с помощью интервальных соотношений. В сознании греков и близких к ним народов музыка и математика были неразрывно связаны. Музыка сопровождала обряды различного характера (торжественные и скорбные), объединяла людей во время трудовых действий и войн, помогала исцелять болезни.

В ХХ1 векемузыка утратила многие свои функции, превратившись, в основном, в фоново-развлекательное достояние широких масс. Люди практически полностью утратили способность понимать и хорошо ориентироваться в 3-й координате, доступной древним цивилизациям – в нотах. Лишь небольшому проценту людей, специально обучающихся музыке, в разной степени доступно понимание информации, скрытой в нотных знаках. Между тем, уже множество зарубежных и отечественных научных разработок подтвердило ценность изучения музыки для гармоничного развития человека:

  • Изучение музыки (в особенности игра на одном или нескольких инструментах) гармонично развивают оба полушария мозга, тогда как точные науки воздействуют только на левое;

  • Человек с гармонично развитым мозгом, способен принимать нестандартные решения в сложных ситуациях;

  • Занятия музыкой ведёт к изучению смежных дисциплин – литературы, изобразительного искусства, театра и др. – что помогаетк разностороннему развитию человека;

  • Музыка даёт человеку возможность творчески реализовать свой потенциал, обретая новых знакомых и друзей по музыкальным интересам;

  • Музыка утончаетвосприятие мира, обостряет чувства иинтуицию.

Обратимся теперь к самому понятию «музыка» и её составляющих.

Музыка(от греч. «муза»)– искусство, которое отражает действительность и воздействует на человека при помощи организованных звуков (по высоте, длительности, громкости и тембру).

Составные компоненты музыки, благодаря которым она выражает определённый строй эмоций, сюжетов, идей, называют элементами музыкальной речи (ЭМР). Понимание роли каждого ЭМРнеобходимо для:

  • Осознания, при помощи каких «кирпичиков» построено здание музыкального произведения;

  • Понимание индивидуальности стилякаждого композитора;

  • Умение анализировать каждый отдельно взятый элемент для составления картины целого, развивает аналитическое мышление;

  • Закрепления знаний и навыков,приобретённых на сольфеджио, специальном предмете, фортепиано, музыкальной литературе.

 

К ЭМР относятся:

  1. Мелодия(от греч. «песня, напев») – музыкальная мысль, выраженная, в основном, одноголосно.1Мелодия играет самую важную роль в музыкальном искусстве. Мелодия бывает вокальнаяи инструментальная. Различают два типа мелодии:кантилена(от итал. «пение») – напевная, плавная и речитатив(от лат. «декламировать») – стремление приблизиться к естественной речи. Различают также мелодии широкого диапазонаи узкого диапазона(звуковой объем голоса или инструмента – интервал между самым низким и самым высоким звуком).

Большое значение для выразительности мелодии имеет её направление.Восходящее движениемелодии обычно связано с усилением напряжения, а нисходящее– с расслаблением (влияние закономерностей дыхания и особенностей работы голосовых связок). Но иногда, добиваясь особенного эффекта, композиторы используют, например, нисходящее движение для усиления тревоги, напряжения и наоборот. Чаще мелодия движется волнообразно: широкие ходы вверх заполняет плавное поступенное движение вниз и т.п.

 

  1. Фактура (от лат.- «делание, обработка») – система организации мелодии и аккомпанемента (технический склад музыкальной звучности). Различают 3 типа фактуры:1.Гомофонно-гармоническая (наиболее популярная, разделяющая музыкальную ткань на мелодию и аккомпанемент; известна с 18 века); 2.Полифоническая (подразумевает несколько ведущих мелодических линий, нет разделения на мелодию и аккомпанемент; известна примерно с 15 века); 3. Смешанная(сочетание обоих типов фактуры).

  2. Аккомпанемент (от франц.) – сопровождение мелодии. Разделение музыкальной ткани на мелодию и аккомпанемент свойственно гомофонно-гармоническойфактуре, в отличие от одноголосной, аккордовой или полифонической. Аккомпанемент служит гармонической опорой мелодии( гармонияот греч. «стройность, соразмерность» – согласованная последовательность функции различных тональностей ). Различают два типа изложения аккомпанемента: 1.аккордовыйи 2.фигурированный. Фигурации,в свою очередь, бывают 3-х видов:

  • Гармонические (преобладание опоры на функции тональности — TSD);

  • Мелодические (мелодизированное или свободное изложение функций);

  • Смешанные (сочетание обоих типов фигураций);

  1. Лад(от греч. «согласие, стройность, порядок») – согласованность музыкальных звуков по высоте. В классической музыке чаще используются два основных лада – мажори минор.

  2. Тембр(от франц. «окраска») – окраска звука. Голоса инструментов, благодаря особому их устройству обладают неповторимым звучанием. По тембру различаются и голоса в хоре(снизу — вверх):бас — тенор — альт — сопрано.

  1. Регистр (от лат. «список, перечень»)– участки диапазона различных музыкальных инструментов. Различают: низкий, среднийи высокийрегистры. Стоит отметить, что для каждого инструмента эти категории (высокий – средний – низкий) различны.Например, для флейты низким регистром считаются «ля» — «си» малой октавы, а для фагота это уже почти высокий регистр (предел звучания фагота – ми второй октавы).

  2. Динамика (от греч. «сила») – громкость звучания. Для обозначения динамики используются итальянские термины.

  3. Темп(от лат. «время») — скорость звучания музыкального произведения. Различают темпы быстрые, умеренныеи медленные. Для обозначения темпа используются итальянские термины.

  4. Штрих(от нем. «черта, линия») – выразительный элемент, способ исполнения. Так же обозначается итальянскими терминами.2

  5. Метр(от греч. «мера») – равномерное чередование сильных и слабых долей. Метр и ритм указывают на очень давнюю связь музыки со стихом и телодвижением (что можно проследить на примере множества стихов, имеющих определённые стихотворные метры – ямб, дактиль, анапест и т.п.).Главные характеристики метра: чётный (2-х, 4-х, 6-и дольный) и нечётный (3-х, 5-и, 7-ми дольный), Метр определяется при помощи тактирования (услышать доли, выделить среди них главную и посчитать сильную и все слабые доли).

  6. Ритм (от греч. «теку») – чередование долгих и коротких звуков. Сочетание разных по длительности музыкальных звуков образует ритмический рисунок.Ритмический рисунок, который используется на протяжении всего произведения или его части, называют ритмоформулой.По ритмоформуле можно узнать некоторые танцы (мазурку, вальс и др.), марш и т.д.Главные характеристики ритма:ровный, неровный (синкопы, триоли, паузы, пунктирный ритм).

Каждый отдельно взятый ЭМР влияет на характер создаваемого образа. Поэтому композиторы всегда вдумчиво относятся к выбору составляющих компонентов для выражения определённых мыслей и чувств. И слушателям для правильного понимания творческого намерения композитора необходимо разбираться в ЭМР.Пример анализа образа с помощью ЭМР:Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта».Джульетта-девочка. Знаменитый номер из балета Прокофьева является первой характеристикой образа Джульетты – юной, искренней, беззаботной, чувственной. Такой образ создаётся благодаря быстрому темпу,летящей мелодииинструментального типа (мелодия-гамма в восходящем движении). Грациозность и изящество Джульетты подчёркивает тембр струнных и лёгкие штрихи (стаккато). Эмоциональный подъём девушки усиливает мажорный лад (до-мажор с аккордами расширенной тональности – ля-бемоль, ре-бемоль, ми-бемоль мажор), яркая динамика (форте с акцентами). Разреженная гомофонно-гармоническая фактура с редким звучаниемаккордов так же направлены на создание впечатления лёгкости, неуловимости Джульетты.Задания: 1.Найти в предложенном произведении, сыграть на инструменте и охарактеризовать мелодию, определить тип аккомпанемента и фактуры. Подготовленное: Шуберт. Серенада (в переложении Ф.Листа – сб. «Золотая лира»). На экзамене: Шуберт. «Прекрасная мельничиха»,№1. «В путь!».2.Объяснить, какой образпомогают создать ЭМРв предложенных произведениях (подготовленном и не подготовленном).Викторина: какие ЭМР помогают создавать образ в наиболее ярких номерах викторины?1Мелодия может быть изложена в определённый интервал (терциями, секстами) или аккордами. Это зависит от художественного намерения композитора. Такая мелодия, как правило, обладает большей экспрессией, чем одноголосная.
2Стоит отметить, что элементы детализации характера и исполнения музыки при помощи штрихов и темпов является достоянием эпохи Романтизма, сконцентрированной на передаче изменчивости душевных движений. Во времена Баха (и до него) ставить такое количество штрихов и динамики никому не приходило в голову, т.к. творчество охватывало более масштабные проблемы, не сосредотачиваясь на одном только человеке. Сам И.С.Бах зачастую не ставил даже метр и тактовые черточки.

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

Анна Викторовна
Анна Викторовна
Была на сайте никогда
33 года (20.03.1985)
тел: +7 908 927 39 93
anna.kolesnik.85@mail.ru
Читателей: 21 Опыт: 0 Карма: 1
Теги
1-й год 1 ч. проверочная №2 1-я серия 1-я четверть 2014 2-й год. проверочная по 1-й четверти 2-я четверть аккомпанемент алябьев варламов гурилёв анализ музыкальных произведений анализ периода английская олимпиада по муз.лит-ре 2012 года английский рожок античность архив нот тараканова атональность балет барокко бах бах-гуно. аве бах. токката и фуга ре-минор бах. шутка из сюиты №2 бетховен билеты для 4-х классов билеты для 5-х классов билеты для 6-х классов билеты по муз. лит-ре билеты по муз.лит-ре блок флейта борис годунов бородин бородин. князь игорь бриттен. путеводитель по оркестру былина вайнберг веризм верное средство видео диктант№1 видео диктант лошадка видео диктант мошка викторина викторина №1 (2) за 1 ч. викторина №1 за 1 ч. викторина №1 за 3 ч. викторина №1 за 4 ч. викторина №1 по 3 ч. викторина №1 по содержанию про-ийр викторина №2 по содержанию про-ий викторина за 1 ч. викторина за 2 ч. викторина к экзамену по музыкальной литературе викторина по 1 ч викторина по формам викторова екимовский булез винни-пух винни-пух и кролик винни-пух и ослик возрождение вокальные сценки волынка вопросы к билетам по музыкальной литературе в порту высказывания учеников гайдн гендель гендель ария альмиры из оперы ринальдо гендель. ария альмиры из оперы ринальдо глазунов глинка гобой график экзаменов по муз.лит-ре на 2013 год гротеск гротеск шостаковича гуго орлеанский дарможский дарья зырянова (дизайнер) даша мазина дворжак. симфония "из нового света". денисов джеймс гельвей и группа "риверданс". динамика (итальянские термины) дмш додекафония евгений онегин евгений онегин чайковского зарубежка зарубежная муз.лит-ра зарубежная муз.лит-ра. викторина№2 по 3ч. зарубежная муз. лит-ра. викторина по 1ч. зарубежная муз.лит-ра. викторина по 1 ч.№2 зарубежная муз.лит-ра. викторина по 2-й ч. зарубежная муз.лит-ра. проверочная №1 за 3 ч. зарубежная муз.лит-ра.проверочная №2 за 3 ч. зарубежная муз.лит-ра.проверочная №2 по 2 ч. зарубежная опера 17-18 веков зарубежное искусство зелёные рукава зелёные рукава в исполнении королеских певцов зелёные рукава (лютня) импрессионизм ирландия кармина бурана картинки с выставки "картинки с выставки" мусоргского киевская русь кикимора лядова кларнет классик онлайн.ру классицизм клаус номи князь игорь коллаж команда риверданс композиторы - юбиляры 2013 года конкретная музыка конкурс по муз.лит-ре конкурс по сольфеджио 5.04.2013 г конкурс по сольфеджио для 5-7 классов (5.04.2013 года) король артур. ария гения холода. кофейная кантата крюковая запись лебединое озеро чайковского лядов магический квадрат в додекафонии майкл найман мелодия из фильма пианино маленькой ёлочке диктант маленькой ёлочке - ритмический диктант мария менует боккерини михаил бердышев многостильность моранж московская русь мотьё моцарт моцарт концерт для кларнета с оркестром музыка б.куле мусоргский мусоргский борис годунов мясковский найман в перьми найман.пианино направления хх века нежданова новгородская русь отзыв о концерте пепино первый год первый год обучения пер гюнт пёрселл пёрселл. дидона и эней пёрселл. король артур. пассакалия пёрселл. плач дидоны пианино пиковая дама пиковая дама чайковского пиковая дама чайковского (продолжение) пираты карибского моря поздний романтизм полина надршина поэзия вагантов презентация о джеймсе гельвее прелюдии дебюсси прелюдии шостаковича призрак оперы проверочная №1 проверочная №1 за 1 ч. проверочная №1 за 3 ч. проверочная №1 по 1 ч. проверочная №2 за 1ч. проверочная №3 проверочная за 2ч. проверочная за 3 ч. проверочная по 4ч. проверочная по музыкальной теме (1-й год) проверочная по содержанию муз.про-ий проверочная по тембрам проверочная по формам проверочная по эмр проверочные прокофьев прокофьев шостакович расширенная тональность рахманинов рахманинов шуберт вагнер верди брамс римский-корсаков романтизм ромео и джульетта руслан и людмила глинки русская музыка русская музыка 19-20 века русская музыка.викторина №1 за 3 ч. русская музыка. викторина №2 за 2 ч. русская музыка. викторина №2 за 3 ч. русские меценаты русский бытовой романс русское музыкальное искусство саксофон саксофон (авторский фильм в.суслопаровой) свадьба фигаро как комедия характеров свердловская государственная академическая филармония свиридов скрябин содержание муз.про-ий (4 четверть) сонатно-симфонический цикл сонатнро-симфонический цикл состязание клавиристов спящая красавица чайковского средневековье стравинский сюита для оркестра №4 сюита музыка для королевского фейерверка танеев танец маленьких лебедей театр оперы и балета темпы итальянские термины) темы для устных ответов техники хх века требования к реферату по музыкальной литературе учебник для 1-го года обучения учебник по муз.лит-ре (1-й год обучения). приложения. ученик чародея уэббер.кошки фагот флейта флейта-пикколо формы музыкальных произведений фото хитрук хористы к.барратье хоровой концерт хх век чайковский чайковский мазурка из детского альбома человек с золотой флейтой шаляпин шёл по лесу дед мороз - диктант шёл по лесу дед мороз - ритм шёл по лесу дед мороз - схема шёнберг шнитке губайдулина шопен шотландия штрихи (итальянские термины) шуберт щелкунчик чайковского экзаменационные вопросы по музыкальной литературе экзамен по муз.лит. произведения для анализа экзамен по муз.лит-ре. экзамен по муз. лит-ре 2014 г экзамен по музыкальной литературе экзамен по музыкальной литературе. ноты экспрессионизм элементы музыкальной речи эпитеты к характеру музыки юлия заболотских
Я в клубах
Любители книг Пользователь клуба
Фотографируем Пользователь клуба
ART Пользователь клуба
Служба помощи MyPage.Ru Пользователь клуба
все 12 Мои друзья