БИЛЕТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Элементы музыкальной речи.
Элементы музыкальной речи.
Со времён древнейших цивилизаций(Древняя Греция, Египет, Шумеры и т.п.) человечество живёт в 3-х важнейших системах координат, дающих информацию о внешнем мире. Это буквы, цифры и ноты.С помощью определённых звуков и определённых ладов древние прививали своим воспитанникам благородные чувства и мысли, совершенствовали их физическое развитие. Греческий мыслитель Пифагор считал музыку, звуковые волны, одним из важнейших творящих энергий, на основе чего мыслитель создал теорию гармонии сфер,измерив расстояние между планетами с помощью интервальных соотношений. В сознании греков и близких к ним народов музыка и математика были неразрывно связаны. Музыка сопровождала обряды различного характера (торжественные и скорбные), объединяла людей во время трудовых действий и войн, помогала исцелять болезни.
В ХХ1 векемузыка утратила многие свои функции, превратившись, в основном, в фоново-развлекательное достояние широких масс. Люди практически полностью утратили способность понимать и хорошо ориентироваться в 3-й координате, доступной древним цивилизациям – в нотах. Лишь небольшому проценту людей, специально обучающихся музыке, в разной степени доступно понимание информации, скрытой в нотных знаках. Между тем, уже множество зарубежных и отечественных научных разработок подтвердило ценность изучения музыки для гармоничного развития человека:
Изучение музыки (в особенности игра на одном или нескольких инструментах) гармонично развивают оба полушария мозга, тогда как точные науки воздействуют только на левое;
Человек с гармонично развитым мозгом, способен принимать нестандартные решения в сложных ситуациях;
Занятия музыкой ведёт к изучению смежных дисциплин – литературы, изобразительного искусства, театра и др. – что помогаетк разностороннему развитию человека;
Музыка даёт человеку возможность творчески реализовать свой потенциал, обретая новых знакомых и друзей по музыкальным интересам;
Музыка утончаетвосприятие мира, обостряет чувства иинтуицию.
Обратимся теперь к самому понятию «музыка» и её составляющих.
Музыка(от греч. «муза»)– искусство, которое отражает действительность и воздействует на человека при помощи организованных звуков (по высоте, длительности, громкости и тембру).
Составные компоненты музыки, благодаря которым она выражает определённый строй эмоций, сюжетов, идей, называют элементами музыкальной речи (ЭМР). Понимание роли каждого ЭМРнеобходимо для:
Осознания, при помощи каких «кирпичиков» построено здание музыкального произведения;
Понимание индивидуальности стилякаждого композитора;
Умение анализировать каждый отдельно взятый элемент для составления картины целого, развивает аналитическое мышление;
Закрепления знаний и навыков,приобретённых на сольфеджио, специальном предмете, фортепиано, музыкальной литературе.
К ЭМР относятся:
Мелодия(от греч. «песня, напев») – музыкальная мысль, выраженная, в основном, одноголосно.1Мелодия играет самую важную роль в музыкальном искусстве. Мелодия бывает вокальнаяи инструментальная. Различают два типа мелодии:кантилена(от итал. «пение») – напевная, плавная и речитатив(от лат. «декламировать») – стремление приблизиться к естественной речи. Различают также мелодии широкого диапазонаи узкого диапазона(звуковой объем голоса или инструмента – интервал между самым низким и самым высоким звуком).
Большое значение для выразительности мелодии имеет её направление.Восходящее движениемелодии обычно связано с усилением напряжения, а нисходящее– с расслаблением (влияние закономерностей дыхания и особенностей работы голосовых связок). Но иногда, добиваясь особенного эффекта, композиторы используют, например, нисходящее движение для усиления тревоги, напряжения и наоборот. Чаще мелодия движется волнообразно: широкие ходы вверх заполняет плавное поступенное движение вниз и т.п.
Фактура (от лат.- «делание, обработка») – система организации мелодии и аккомпанемента (технический склад музыкальной звучности). Различают 3 типа фактуры:1.Гомофонно-гармоническая (наиболее популярная, разделяющая музыкальную ткань на мелодию и аккомпанемент; известна с 18 века); 2.Полифоническая (подразумевает несколько ведущих мелодических линий, нет разделения на мелодию и аккомпанемент; известна примерно с 15 века); 3. Смешанная(сочетание обоих типов фактуры).
Аккомпанемент (от франц.) – сопровождение мелодии. Разделение музыкальной ткани на мелодию и аккомпанемент свойственно гомофонно-гармоническойфактуре, в отличие от одноголосной, аккордовой или полифонической. Аккомпанемент служит гармонической опорой мелодии( гармонияот греч. «стройность, соразмерность» – согласованная последовательность функции различных тональностей ). Различают два типа изложения аккомпанемента: 1.аккордовыйи 2.фигурированный. Фигурации,в свою очередь, бывают 3-х видов:
Гармонические (преобладание опоры на функции тональности — TSD);
Мелодические (мелодизированное или свободное изложение функций);
Смешанные (сочетание обоих типов фигураций);
Лад(от греч. «согласие, стройность, порядок») – согласованность музыкальных звуков по высоте. В классической музыке чаще используются два основных лада – мажори минор.
Тембр– (от франц. «окраска») – окраска звука. Голоса инструментов, благодаря особому их устройству обладают неповторимым звучанием. По тембру различаются и голоса в хоре(снизу — вверх):бас — тенор — альт — сопрано.
Регистр (от лат. «список, перечень»)– участки диапазона различных музыкальных инструментов. Различают: низкий, среднийи высокийрегистры. Стоит отметить, что для каждого инструмента эти категории (высокий – средний – низкий) различны.Например, для флейты низким регистром считаются «ля» — «си» малой октавы, а для фагота это уже почти высокий регистр (предел звучания фагота – ми второй октавы).
Динамика (от греч. «сила») – громкость звучания. Для обозначения динамики используются итальянские термины.
Темп(от лат. «время») — скорость звучания музыкального произведения. Различают темпы быстрые, умеренныеи медленные. Для обозначения темпа используются итальянские термины.
Штрих(от нем. «черта, линия») – выразительный элемент, способ исполнения. Так же обозначается итальянскими терминами.2
Метр(от греч. «мера») – равномерное чередование сильных и слабых долей. Метр и ритм указывают на очень давнюю связь музыки со стихом и телодвижением (что можно проследить на примере множества стихов, имеющих определённые стихотворные метры – ямб, дактиль, анапест и т.п.).Главные характеристики метра: чётный (2-х, 4-х, 6-и дольный) и нечётный (3-х, 5-и, 7-ми дольный), Метр определяется при помощи тактирования (услышать доли, выделить среди них главную и посчитать сильную и все слабые доли).
Ритм (от греч. «теку») – чередование долгих и коротких звуков. Сочетание разных по длительности музыкальных звуков образует ритмический рисунок.Ритмический рисунок, который используется на протяжении всего произведения или его части, называют ритмоформулой.По ритмоформуле можно узнать некоторые танцы (мазурку, вальс и др.), марш и т.д.Главные характеристики ритма:ровный, неровный (синкопы, триоли, паузы, пунктирный ритм).
Каждый отдельно взятый ЭМР влияет на характер создаваемого образа. Поэтому композиторы всегда вдумчиво относятся к выбору составляющих компонентов для выражения определённых мыслей и чувств. И слушателям для правильного понимания творческого намерения композитора необходимо разбираться в ЭМР.Пример анализа образа с помощью ЭМР:Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта».Джульетта-девочка. Знаменитый номер из балета Прокофьева является первой характеристикой образа Джульетты – юной, искренней, беззаботной, чувственной. Такой образ создаётся благодаря быстрому темпу,летящей мелодииинструментального типа (мелодия-гамма в восходящем движении). Грациозность и изящество Джульетты подчёркивает тембр струнных и лёгкие штрихи (стаккато). Эмоциональный подъём девушки усиливает мажорный лад (до-мажор с аккордами расширенной тональности – ля-бемоль, ре-бемоль, ми-бемоль мажор), яркая динамика (форте с акцентами). Разреженная гомофонно-гармоническая фактура с редким звучаниемаккордов так же направлены на создание впечатления лёгкости, неуловимости Джульетты.Задания: 1.Найти в предложенном произведении, сыграть на инструменте и охарактеризовать мелодию, определить тип аккомпанемента и фактуры. Подготовленное: Шуберт. Серенада (в переложении Ф.Листа – сб. «Золотая лира»). На экзамене: Шуберт. «Прекрасная мельничиха»,№1. «В путь!».2.Объяснить, какой образпомогают создать ЭМРв предложенных произведениях (подготовленном и не подготовленном).Викторина: какие ЭМР помогают создавать образ в наиболее ярких номерах викторины?1Мелодия может быть изложена в определённый интервал (терциями, секстами) или аккордами. Это зависит от художественного намерения композитора. Такая мелодия, как правило, обладает большей экспрессией, чем одноголосная.
2Стоит отметить, что элементы детализации характера и исполнения музыки при помощи штрихов и темпов является достоянием эпохи Романтизма, сконцентрированной на передаче изменчивости душевных движений. Во времена Баха (и до него) ставить такое количество штрихов и динамики никому не приходило в голову, т.к. творчество охватывало более масштабные проблемы, не сосредотачиваясь на одном только человеке. Сам И.С.Бах зачастую не ставил даже метр и тактовые черточки.