Учебник для первого года обучения (старый вариант).

Iчетверть

Элементы музыкальной речи.

Характер музыкальной темы. Развитие темы.

Русское народное музыкальное творчество.

Урок 1. Элементы музыкальной речи.

   Музыка окружает нас повсюду. Можно сказать, что мы живем в музыкальном мире. Сегодня ведущей ролью музыки стало развлечение: под нее мы танцуем, отдыхаем, музыкальный фон стал обычным, часто даже неосознаваемым. Но музыка с древних времен имеет гораздо большее значение в нашей жизни. Она воспитывает человека, облагораживает его внутренний мир. Музыка помогает: укачать ребенка, организовать массовое действие или общую работу. Музыка лечит. Музыка налаживает общение людей разных национальностей.

Музыка (от греч. «муза»)– искусство, которое отражает действительность и воздействует на человека при помощи организованных звуков (по высоте, длительности, громкости и тембру).

Музыка в чем-то похожа на речь. Она так же обращена к слушателю с целью воздействовать на него. В музыке, как и в речи, внутреннее состояние человека выражается с помощью интонации, регистра, темпа, тембра, динамики их изменения и взаимосвязи. Мелодию, аккомпанемент, лад, тембр, регистр, динамику, темп, штрихи, ритм, и метр — называют элементами музыкальной речи.

  1. Мелодия(от греч. «песня, напев») – выраженная одноголосно музыкальная мысль. Мелодия играет самую важную роль в музыкальном искусстве. Мелодия бывает вокальнаяи инструментальная. Различают два типа мелодии: кантилена(от итал. «пение») – напевная, плавная и речитатив(от лат. «декламировать») – стремление приблизиться к естественной речи. Кроме того, различают мелодии широкого диапазонаи узкого диапазона(звуковой объем голоса или инструмента – интервал между самым низким и самым высоким звуком). Большое значение для выразительности мелодии имеет ее направление. Восходящее движениемелодии обычно связано с усилением напряжения, а нисходящее– с расслаблением (влияние закономерностей дыхания и особенностей работы голосовых связок). Но иногда, добиваясь особенного эффекта, композиторы используют, например, нисходящее движение для усиления тревоги, напряжения и наоборот. Чаще мелодия движется волнообразно: широкие ходы вверх заполняет плавное поступенное движение вниз и т.п.

  2. Аккомпанемент (от франц.) – сопровождение мелодии. Разделение на мелодию и аккомпанемент свойственно гомофонно-гармонической фактуре (от лат. «обработка, строение» — музыкальное изложение), в отличие от одноголосной, аккордовой или полифонической. Аккомпанемент служит гармонической опорой мелодии (гармонияот греч. «стройность, соразмерность» – аккорды и их последовательность). Различают два типа изложения аккомпанемента: аккордовыйи фигурированный.

  3. Лад (от греч. «согласие, стройность, порядок») – согласованность музыкальных звуков по высоте. В классической музыке чаще используются два основных лада – мажори минор.

  4. Тембр – (от франц. «окраска») – окраска звука. Голоса инструментов, благодаря особому их устройству обладают неповторимым звучанием. По тембру различаются и голоса в хоре (снизу — вверх):бас — тенор — альт — сопрано.

  1. Регистр (от лат. «список, перечень»)– участки диапазона различных музыкальных инструментов. Различают: низкий, среднийи высокийрегистры.

  2. Динамика (от греч. «сила») – громкость звучания. Для обозначения динамики используются итальянские термины.

  3. Темп (от лат. «время») — скорость звучания музыкального произведения. Различают темпы быстрые, умеренныеи медленные. Для обозначения темпа используются итальянские термины.

  4. Штрих (от нем. «черта, линия») – выразительный элемент, способ исполнения. Так же обозначается итальянскими терминами.

  5. Метр (от греч. «мера») – равномерное чередование сильных и слабых долей. Метр и ритм указывают на очень давнюю связь музыки со стихом и телодвижением.

  6. Ритм (от греч. «теку») – чередование долгих и коротких звуков. Сочетание разных по длительности музыкальных звуков образует ритмический рисунок. Ритмический рисунок, который используется на протяжении всего произведения или его части, называют ритмоформулой. По ритмоформуле можно узнать некоторые танцы, например, мазурку —

Задания:

  1. При помощи таблицы в Приложении 1 найдите и выпишите в тетрадь динамические оттенки по порядку: от очень тихого до очень громкого.

  2. При помощи таблицы в Приложении 2 найдите и выпишите в тетрадь умеренные темпы.

  3. Прочитайте стихи, выделяя ударения в словах, определите, в каком двухдольный метр, а в каком трехдольный. Как называются эти размеры стихов? Найдите свои примеры.

Б. Заходер

Дедушка Рох

Дедушка Рох

Посеял горох,

Землю пахал –

Тяжко вздыхал,

Когда убирал –

Пот утирал.

Когда молотил -

По пальцу хватил.

Зато, когда ел,

Язык проглотил –

До того было вкусно!

Г. Сапгир

Сколько ног?

Маша кошку рисовала.

Миша ей сказал:

— Смотри,

Ног у кошки вышло мало

Только три.

-Дай-ка мне подрисовать.

Раз, два, три

Четыре, пять!

 

Урок 2

Музыкальный образ. Музыкальная тема.

Роль элементов музыкальной речи в создании образа.

Когда мы слушаем музыку, то не пытаемся выделить отдельно мелодию, ритм, регистр, тембр и т. д., а воспринимаем целое. Перед нами возникает неповторимый музыкальный образ, который хотел донести до нас композитор. Вся сложность заключается в том, что невозможно понимать язык музыки в том же прямом смысле, как мы понимаем язык литературы или конкретные образы живописи. Музыка передает эмоции, настроения, чувства.

Подбирая эпитеты(от греч. «приложение») – определения, передающие ​ впечатления о предмете, мы можем описать свои впечатления о музыкальном произведении.

В музыкальном произведении может быть один или несколько образов. Они воплощаются в музыкальных темах. Музыкальная тема(от греч. «то, что положено в основу») – основная мысль произведения, материал для дальнейшего развития. По характеру темы могут быть близкими, дополняющими друг друга или,наоборот, далекими, противоположными – контрастными. Сходное или различное звучание музыкальных тем зависит от тех элементов музыкальной речи, которые подобрал композитор для каждой из них.

Пользуясь Приложением 3, подберем эпитеты к Главной и Побочной темам «Богатырской» симфонии А. П. Бородина. Темы контрастны. Характер Главной мы можем описать эпитетами: значительный, мужественный, решительный, настойчивый, воинственный, тяжелый (необходимо подбирать не менее 5 слов). А характер Побочной темы – ласковый, мягкий, приветливый, светлый, спокойный. Подобранные эпитеты помогут нам потом, при повторном прослушивании, узнать темы.

Если мы сравним элементы музыкальной речи, из которых складываются Главная и Побочная темы, то увидим, что они тоже различаются. Таким образом, контрастный характер музыкальных тем создается различными элементами музыкальной речи. И, наоборот, в сходных по характеру темах мы обязательно обнаружим общие элементы музыкальной речи.

Задания:

1. Пользуясь таблицей в Приложении 4, найдите даты жизни и смерти А. П.

Бородина. Какие композиторы жили с ним в одно время?

  1. Попробуйте сочинить свое музыкальное произведение. Придумайте и запишите название, характер музыкальной темы и элементы музыкальной речи, из которых он сложился.

  2. Сравните характер Главной и Побочной тем в Увертюре к опере «Руслан и Людмила» М. И. Глинки. Есть общие черты? Сходны ли элементы музыкальной речи?

Урок 3

Музыкальный образ.

Программная музыка.

   Иногда композитор, желая быть понятым более точно, пользуется способностью музыки передавать не только настроение, но и образы движения, а так же умением подражать различным звукам, например: пению птиц, топоту коней, плеску волн. И перед нашим внутренним взором разворачиваются целые картины, «нарисованные» музыкальными звуками: образ-портрет, образ-сцена, образ-пейзаж, образ-настроение. А чтобы уточнить наши впечатления, направить их, композитор дает произведению название или даже описывает словами то, что мы должны понять из услышанного. Такая музыка называется программной.

Музыкальный образ «Полета валькирий» Р. Вагнерадоступен каждому слушателю — погоня, битва и падение. Это то, что передано исключительно элементами музыкальной речи. Воинственность музыке придает схожесть с маршем: четкий пунктирный ритм, мелодия с интонациями сигналов, движением по звукам трезвучия. Тембры медных духовых инструментов напоминают военный оркестр. Изменения динамики позволяют представить, как герои приближаются издалека, проносятся мимо и удаляются. Пользуется Вагнер и звукоизобразительностью: скачка, свист, рассекающей воздух стрелы, гром ударов, падение. Таким образом, общий замысел вполне понятен. А знание сюжета оперы «Валькирия» (2 часть тетралогии «Кольцо нибелунга»), где и звучит этот симфонический антракт (музыкальный фрагмент, предваряющий действие в опере) позволяет еще более конкретизировать его содержание: Богиня-воительница, нарушившая волю отца, пытается спастись от его гнева на своем крылатом коне.

Прослушав «Полет валькирий» Р. Вагнера, напишем небольшое сочинение, в котором воссоздадим картину, которая нам представилась. Не забудем о том, что яркие музыкальные образы нуждаются в ярком описании.

Задания:

1.Пользуясь таблицей в Приложении 4, найдите даты жизни и смерти Р.

Вагнера. Какие композиторы жили с ним в одно время?

  1. Что обозначает немецкая поговорка: «Настоящий музыкант умеет слышать глазами и видеть ушами»?

  2. Запишите элементы музыкальной речи, которыми воспользовался Р. Вагнер в «Полете валькирий».

4. Запишите названия и авторов трех известных вам программных

произведений (возможно из репертуара по специальности).

 

Урок 4

Развитие музыкальной темы.

Секвенция.

   Мы узнали, что тема занимает ведущее положение в музыкальном произведении. И не только благодаря запоминающейся мелодии или яркому образу, но и способности к развитию (изменению). Каждая музыкальная тема на протяжении своего изложения изменяется полностью или частично. Развитие темы приводит к кульминации (от лат. «вершина») – самому напряженному моменту музыкального произведения, или его части. Существует несколько приемов развития музыкальной темы: повторение, секвенция, вариационное развитие, имитация.

Самый простой прием развития – повторение. Обычно он встречается в песнях, где одна и та же мелодия повторяется с разными словами. На повторении основана и секвенция(от лат. «следую») — прием развития, который усложнен тем, что тема повторяется на разной высоте, через одинаковый интервал, точно или приблизительно.

Прослушаем фрагмент симфонической сюиты Н. А. Римского-Корсакова «Шехеразада»(1888). Эта музыка программная. Всем хорошо известны арабские сказки «1000 и одна ночь». Но Римский-Корсаков еще предваряет симфоническую сюиту программой: «Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин дал зарок казнить каждую из жен после первой брачной ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так, что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку, рассказ в рассказ».

Две важные музыкальные темы открывают произведение: Тема Шахриара и Тема Шехеразады – они контрастны. Подберем эпитеты для каждой из них. Развертывание Темы Шехеразады плавно подводит нас к следующей теме – «Море». Мы легко узнаем, откуда она «выросла» — из Темы Шахриара. Тема Моря звучит сначала очень широко, неторопливо, покачиваясь. Постепенно характер темы меняется, представляется, что на море поднимаются волны, они все выше и выше, и вот разражается настоящая буря. Этот эффект достигнут при помощи секвенции – Тема Моря с каждым разом звучит все выше, благодаря этому и нарастет напряжение.

Задания:

1. Пользуясь таблицей в Приложении 4, найдите даты жизни и смерти Н. А.

Римского-Корсакова. Какие композиторы жили с ним в одно время?

2. Найдите в произведениях по специальности секвенцию.

3. Напишите небольшое сочинение по Теме Моря. Отразите в тексте те

изменения, которые с ней происходят.


Урок 5

Развитие музыкальной темы.

Вариационное развитие.

 

   Вариационное развитие– это тоже повторение, но видоизмененное, отличающееся от первого изложения темы. Изменениям могут подвергнуться все элементы музыкальной речи, из которых состоит тема. Вариационное развитие – один из старинных способов изменения музыкальной темы, и основной в народной музыке. Не удивительно, что в произведениях, написанных с использованием народных мелодий, композиторы выбирают именно этот способ развития темы.

Прослушаем фрагмент Симфонической фантазии «Камаринская» М. И. Глинки(1848). Здесь звучат две русские народные темы. Первая – свадебная песня «Из-за гор, гор высоких», а вторая – плясовая «Камаринская». Вариационное развитие помогает Глинке приблизиться к особенностям исполнения народных мелодий. Например, часто русские народные песни начинаются с одноголосного запева, к которому постепенно добавляются голоса, варьирующие основную мелодию. Так и первая тема «Камаринской» излагается сначала одноголосно. Потом к ней добавляются новые тембры различных инструментов, пока не вступает весь оркестр. Плясовая тема также первый раз звучит одноголосно. Ее развитие напоминает разудалую народную пляску, в которой танцоры стараются удивить нас все новыми и новыми «коленцами». Наступает даже такой момент, когда композитор вообще убирает мелодию, оставляя только аккомпанемент. Но плясовая тема уже врезалась в нашу память, и нам кажется, что она продолжает звучать. Удивительнее всего переходы между темами – совершенно различные контрастные первоначально темы после развития совершенно естественно соединяются одна с другой.

В финале (4 части)4 симфония П. И. Чайковского (1877). В композитор тоже использует русскую народную песню. Она настолько известна, что не нуждается в напоминании. Мы ее, конечно, узнали. Для ее развития композитор также пользуется вариационным способом развития.

Вариационное развитие помогает раскрыть музыкальную тему по-новому, более полно, с разных сторон, и это очень обогащает звучание.

Задания:

  1. Пользуясь таблицей в Приложении 4, найдите даты жизни и смерти М. И. Глинки. Какие композиторы жили с ним в одно время?

  2. Вспомните и запишите, какие элементы музыкальной речи изменялись в первой теме «Камаринской» М. И. Глинки. Какие во второй?

  3. Вспомните и запишите 5 названий произведений П. И. Чайковского.

Урок 6

Русское народное музыкальное творчество.

Календарные песни.

   Мы уже начали говорить о народных мелодиях и особенностях их развития. И теперь остановимся подробнее на этом особом искусстве. Вокальное и инструментальное творчество народа называется музыкальный фольклор (от англ. «народная мудрость»). Авторы народных песен неизвестны, они передаются из уст в уста, и каждый исполнитель добавляет что-то от себя. Благодаря такому коллективному творчеству песни существуют в нескольких вариантах. Кроме того, многократная переработка шлифует напев, оставляя в нем только самые яркие мелодические обороты и интонации. Народная песня неразрывно связана с жизнью народа, его трудом, бытом, мировоззрением. С русской историей сравнивал Максим Горький русскую народную песню.

Жизнь древнего человека напрямую зависела от проявления сил природы. Неудивительно, что наши предки не только обожествляли эти таинственные силы, но и подмечали их особенности, закономерности. Все это выражалось в обрядах, а обряды сопровождались песнями, танцами. Сложился годовой круг праздников: Рождество, Святки, Масленица, Сороки (Жаворонки), Пасха, Егорьев день, Троица, Ивана Купалы. Любопытно, что все они были приурочены к еще более древним – языческим праздникам, посвященным дням солнцестояния и солнцеворота. Так сложился самый древний круг песен – календарные.

Год начинался весной, именно тогда звучали веснянки. Все действия людей были направлены на то, чтобы поскорее пришло тепло. Дети бегали с выпеченными из теста жаворонками, разбрасывая их в поле или раскачивая на шестах, чтобы они казались летящими. Женщины и девушки поднимались на заре на пригорки или крыши домов и звали весну. Мелодии этих песен состоят из настойчиво повторяющихся восклицательных интонаций. Узкий диапазон и переменный лад – особенности веснянок. Кроме того, каждая строфа заканчивается особым выкриком – «гуканьем».

Колядки (от лат. «первый день каждого месяца») – народные величальные песни, приуроченные к зимним обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Крещение. Колядки исполнялись молодыми людьми, часто ряженными, чтобы отпугнуть нечистую силу. На шестах они несли круг с лентами – символ солнца. В каждой колядке есть обязательная часть – величально — поздравительная. За добрые пожелания хозяева должны были одарить колядовщиков.

На Святки (время от Рождества до Крещения) молодежь гадала. Часто гадания сопровождались специальными песнями – подблюдными. Они состояли из куплетов-загадок: о скорой свадьбе, богатстве, благополучии, болезни, даже смерти. На блюдо или чашу с водой складывались серьги, кольца всех присутствующих. Во время песни выбранная девушка доставала вещицы по одной — хозяину кольца или сережки и предназначалось предсказание.

Хороводныепервоначально были одной из разновидностей весенних песен. Позже они стали звучать на протяжении всего года. Хороводы (караводы, карагоды, круги) были круговые и некруговые – песни-игры (танки или гаивки). В песнях-играх танцующие подражали трудовым движениям или разыгрывали шуточные сценки. Хороводные песни могли быть лирическими, плавными, неторопливыми, или – скорыми, шуточными.

Задания:

 

  1. По верованиям древних славян Весна прилетала на крыльях птиц. Самой почитаемой птицей был жаворонок. Догадайтесь, почему у него такое название?

  2. Зачем колядовщики наряжались медведем, козой, чертом? Нарисуйте такой костюм.

  3. Знаете ли вы гадания? Расспросите взрослых и опишите одно.

 

Урок 7

Русское народное музыкальное творчество.

Семейно-бытовые. Былины. Лирические песни. Частушки.

 

Еще один обширный круг песен – семейно-бытовые. Русские народные песни были почти на все случаи жизни: Родинные, Крестьбинские, Колыбельные, Свадебные, Плачи.

Колыбельная песня служит для убаюкивания ребенка. Очень простая, даже однообразная мелодия звучит спокойно, размеренно, слова и мелодические обороты часто повторяются — ребенка надо усыпить, а не развлечь.

Старинная русская свадьба состояла из традиционных комедийных и драматических сцен, игр и сопровождалось все действо разнохарактерными свадебнымипеснями.Этот «спектакль», в котором были точно расписаны и известны «роли» длился иногда несколько дней, увлекая в свои участники, всех жителей. Руководил всем человек – сват или дружка, который в совершенстве знал все тонкости обряда. Начинались свадебные гуляния в доме невесты: сватовство, смотрины невесты, девичник, выкуп невесты, прощание невесты с семьей. Потом все ехали в церковь на венчание. И вторая часть свадьбы проходила уже в доме жениха. Здесь были накрыты столы и постоянно звучали песни: величальные, застольные, шуточные, плясовые.

Особое место в народной музыке занимаетпесня-плач– напевно интонируемая поэтическая импровизация, связанная с выражением горя, скорби. Пелись плачи на похоронах, при печальных известиях, проводах в чужедальнюю сторону или в солдаты и даже на свадьбах – при прощании невесты с родным домом. Мелодия этих песен очень простая, состоит из нисходящих малосекундовых интонаций, в узком диапазоне. Строчка иногда обрывается вздохами, выкриками или плачем. Уметь плакать должна была каждая русская женщина, но были плакальщицы, которые делали это с особым искусством.

Неписанной историей Руси являются былины (старины, старинки) – легендарные поэтические повествования о далеком историческом прошлом. Герои былин – богатыри, носители лучших черт народа, заступники земли Русской. Былины сказывались нараспев под мерный аккомпанемент гуслей. На первом месте был текст, а мелодия только добавляла ему выразительность. Сказителей былин называли Боянами. Это были профессиональные музыканты, которые хранили в памяти огромное количество историй.

Народ не делал различий между былиной и исторической песней, называя и ту и другую стариной. Но отличия были и весьма существенные. В исторических песнях события русской истории излагались более точно. Их складывали непосредственные участники татаро-монгольского ига, взятия Иваном Грозным Казани, польской интервенции XVIIвека, восстаний Ермака и Пугачева, наполеоновского нашествия и др. В музыкальном отношении исторические песни гораздо сложнее былин. Яркие запоминающиеся мелодии с четкой структурой подчеркивают содержание текста.

Протяжные лирические песни обращались к внутреннему миру человека, его переживаниям, чувствам. Протяжными их называют за то, что в них широко распеваются слоги — «песня с целую версту». В лирических песнях очень сложные мелодии, свободный ритм, переменный метр и лад. Они являются более поздними – расцвет лирических протяжных песен приходится на XVIIIвек. А рассказывают они о родной сторонушке, горькой судьбе, разлуке, женской доле, тяжелом подневольном труде и, конечно, о любви. Им свойственна импровизационнть (импровизация — от лат. «неожиданный, внезапный»), поэтому в разных районах одну и ту же песню поют по-разному.

Позже всех в XIXвеке появились частушки(от «частый» «быстрый») – шуточные песенки-куплеты, четырехстишия, исполняемые обычно под аккомпанемент гармони или балалайки. «Припевки», «прибаски», «коротушки», «тараторки», «припляски» — названия частушек в разных областях России очень точно передают суть этих песен. Лирические частушки назывались «страдания». Частушки русские люди сочиняют до сих пор, отзываясь на события современной жизни хлесткими, шуточными стихами.

 

Задания:

    1. Каких былинных героев вы знаете? Запишите их имена.

    2. Вспомните и запишите названия известных вам (или вашим родителям) исторических песен. О каких событиях русской истории они рассказывают?

    3. Знаете ли вы частушки? Запишите слова известной вам или сочините свою частушку. Спойте ее.

Урок 8

Народная песня в русской классической музыке.

 

     Творчество русских композиторов неразрывно связано народной песней. М. И. Глинка говорил: «Музыку создаем не мы, создает народ: мы только записываем и аранжируем» (от нем. «приводить в порядок, устраивать» — переложение обработка музыкального произведения). С конца XVIIIвека профессиональные музыканты начинают обращать внимание на народные мелодии, используя в своих произведениях подлинные песни или подражая их звучанию. Тогда же появляются и первые сборники русских народных песен. Но особенное внимание русское народное творчество привлекло в XIXвеке, в творчестве М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, композиторов «Могучей кучки» — М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского и Ц. А. Кюи. Они записывали, обрабатывали и изучали мелодии народных песен. Самые известные сборники русских народных песен в обработке М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корскакова, П. И. Чайковского и Н. А. Лядова.

М. А. Балакирев – русский композитор, музыкально-общественный деятель, организатор объединения музыкантов «Могучая кучка» — после поездки по Волге в 1860 году выпустил сборник «40 русских народных песен в обработке для голоса и фортепиано».

Особенно часто обращался в своем творчестве к народным сюжетам, образам и мелодиям Н. А. Римский-Корсаков. В своей опере «Садко»(1896), написанной на сюжет русской былины о новгородском гусляре композитор размышляет о великой силе искусства — идея, которая привлекала внимание композиторов, как прошлого, так и современности (вспомним хотя бы миф о древнегреческом певце Орфее). Своими песнями Садко покорил грозного Морского царя, завоевал любовь его дочери Волховы, принес богатство и славу родному Новгороду. Мелодии и речитативы оперы очень близки напевам русских народных песен, например, ария Садко из 2 картины «Ой, ты темная дубравушка!» является очень тонкой и точной стилизацией протяжной лирической песни. Лирическое и волшебное начало сливаются в колыбельной Морской царевны — Волховы «Сон по бережку ходил». Использует Римский-Корсаков здесь и подлинные народные мелодии — хор «Высота ли, высота поднебесная» написан на мелодию былины «Соловей Будимерович». Композитор сохранил здесь не только напев, но и народные слова.

В опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»(1907)Римский-Корсаков обращается к народной легенде. Еще во времена татаро-монгольского нашествия в XIIIвеке родилась в народе эта удивительно светлая легенда о чудесном спасении заволжского града Китежа от врагов. Когда вышли татары к скрытому в непроходимых лесах городу Китежу, открылся им только пустой берег озера Светлояр. Но в водах его отражались стены города, маковки церквей, терема и избы. Увидев это, враги, объятые ужасом, бежали прочь. Симфонический антракт «Сеча при Керженце» рассказывает музыкальными средствами о неравной битве защитников Китежа и татарами. Сопоставляя две контрастные темы – русской и вражеской – композитор создает образ битвы. В теме захватчиков-татар Римский-Корсаков использовал (в измененном виде) мелодию исторической песни «Про татарский полон».

Задание:

  1. Вспомните произведения, прослушанные на уроке, в которых композиторы воспользовались русскими народными мелодиями.

  2. Вспомните и запишите названия сказок, рассказов, повестей, или стихотворений, где речь идет о музыкантах.

  3. Прослушав Симфонический антракт «Сеча при Керженце» Н. А. Римского-Корсакова, напишите небольшое сочинение.

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.
накрутить лайки
Анна Викторовна
Анна Викторовна
Была на сайте никогда
39 лет (20.03.1985)
тел: +7 908 927 39 93
Читателей: 20 Опыт: 0 Карма: 1
Теги
1-й год 1 ч. проверочная №2 1-я серия 1-я четверть 2014 2-й год. проверочная по 1-й четверти 2-я четверть аккомпанемент алябьев варламов гурилёв анализ музыкальных произведений анализ периода английская олимпиада по муз.лит-ре 2012 года английский рожок античность архив нот тараканова атональность балет барокко бах бах-гуно. аве бах. токката и фуга ре-минор бах. шутка из сюиты №2 бетховен билеты для 4-х классов билеты для 5-х классов билеты для 6-х классов билеты по муз. лит-ре билеты по муз.лит-ре блок флейта борис годунов бородин бородин. князь игорь бриттен. путеводитель по оркестру былина вайнберг веризм верное средство видео диктант№1 видео диктант лошадка видео диктант мошка викторина викторина №1 (2) за 1 ч. викторина №1 за 1 ч. викторина №1 за 3 ч. викторина №1 за 4 ч. викторина №1 по 3 ч. викторина №1 по содержанию про-ийр викторина №2 по содержанию про-ий викторина за 1 ч. викторина за 2 ч. викторина к экзамену по музыкальной литературе викторина по 1 ч викторина по формам викторова екимовский булез винни-пух винни-пух и кролик винни-пух и ослик возрождение вокальные сценки волынка вопросы к билетам по музыкальной литературе в порту высказывания учеников гайдн гендель гендель ария альмиры из оперы ринальдо гендель. ария альмиры из оперы ринальдо глазунов глинка гобой график экзаменов по муз.лит-ре на 2013 год гротеск гротеск шостаковича гуго орлеанский дарможский дарья зырянова (дизайнер) даша мазина дворжак. симфония "из нового света". денисов джеймс гельвей и группа "риверданс". динамика (итальянские термины) дмш додекафония евгений онегин евгений онегин чайковского зарубежка зарубежная муз.лит-ра зарубежная муз.лит-ра. викторина№2 по 3ч. зарубежная муз. лит-ра. викторина по 1ч. зарубежная муз.лит-ра. викторина по 1 ч.№2 зарубежная муз.лит-ра. викторина по 2-й ч. зарубежная муз.лит-ра. проверочная №1 за 3 ч. зарубежная муз.лит-ра.проверочная №2 за 3 ч. зарубежная муз.лит-ра.проверочная №2 по 2 ч. зарубежная опера 17-18 веков зарубежное искусство зелёные рукава зелёные рукава в исполнении королеских певцов зелёные рукава (лютня) импрессионизм ирландия кармина бурана картинки с выставки "картинки с выставки" мусоргского киевская русь кикимора лядова кларнет классик онлайн.ру классицизм клаус номи князь игорь коллаж команда риверданс композиторы - юбиляры 2013 года конкретная музыка конкурс по муз.лит-ре конкурс по сольфеджио 5.04.2013 г конкурс по сольфеджио для 5-7 классов (5.04.2013 года) король артур. ария гения холода. кофейная кантата крюковая запись лебединое озеро чайковского лядов магический квадрат в додекафонии майкл найман мелодия из фильма пианино маленькой ёлочке диктант маленькой ёлочке - ритмический диктант мария менует боккерини михаил бердышев многостильность моранж московская русь мотьё моцарт моцарт концерт для кларнета с оркестром музыка б.куле мусоргский мусоргский борис годунов мясковский найман в перьми найман.пианино направления хх века нежданова новгородская русь отзыв о концерте пепино первый год первый год обучения пер гюнт пёрселл пёрселл. дидона и эней пёрселл. король артур. пассакалия пёрселл. плач дидоны пианино пиковая дама пиковая дама чайковского пиковая дама чайковского (продолжение) пираты карибского моря поздний романтизм полина надршина поэзия вагантов презентация о джеймсе гельвее прелюдии дебюсси прелюдии шостаковича призрак оперы проверочная №1 проверочная №1 за 1 ч. проверочная №1 за 3 ч. проверочная №1 по 1 ч. проверочная №2 за 1ч. проверочная №3 проверочная за 2ч. проверочная за 3 ч. проверочная по 4ч. проверочная по музыкальной теме (1-й год) проверочная по содержанию муз.про-ий проверочная по тембрам проверочная по формам проверочная по эмр проверочные прокофьев прокофьев шостакович расширенная тональность рахманинов рахманинов шуберт вагнер верди брамс римский-корсаков романтизм ромео и джульетта руслан и людмила глинки русская музыка русская музыка 19-20 века русская музыка.викторина №1 за 3 ч. русская музыка. викторина №2 за 2 ч. русская музыка. викторина №2 за 3 ч. русские меценаты русский бытовой романс русское музыкальное искусство саксофон саксофон (авторский фильм в.суслопаровой) свадьба фигаро как комедия характеров свердловская государственная академическая филармония свиридов скрябин содержание муз.про-ий (4 четверть) сонатно-симфонический цикл сонатнро-симфонический цикл состязание клавиристов спящая красавица чайковского средневековье стравинский сюита для оркестра №4 сюита музыка для королевского фейерверка танеев танец маленьких лебедей театр оперы и балета темпы итальянские термины) темы для устных ответов техники хх века требования к реферату по музыкальной литературе учебник для 1-го года обучения учебник по муз.лит-ре (1-й год обучения). приложения. ученик чародея уэббер.кошки фагот флейта флейта-пикколо формы музыкальных произведений фото хитрук хористы к.барратье хоровой концерт хх век чайковский чайковский мазурка из детского альбома человек с золотой флейтой шаляпин шёл по лесу дед мороз - диктант шёл по лесу дед мороз - ритм шёл по лесу дед мороз - схема шёнберг шнитке губайдулина шопен шотландия штрихи (итальянские термины) шуберт щелкунчик чайковского экзаменационные вопросы по музыкальной литературе экзамен по муз.лит. произведения для анализа экзамен по муз.лит-ре. экзамен по муз. лит-ре 2014 г экзамен по музыкальной литературе экзамен по музыкальной литературе. ноты экспрессионизм элементы музыкальной речи эпитеты к характеру музыки юлия заболотских
Я в клубах
Любители книг Пользователь клуба
Фотографируем Пользователь клуба
ART Пользователь клуба
Служба помощи MyPage.Ru Пользователь клуба
все 12 Мои друзья