Произведения для анализа к экзамену по музыкальной литературе.
Список произведений для экзамена по музыкальной литературе:
1. Шуберт Франц, «Прекрасная мельничиха». №1. «В путь!».
2. Шуберт Франц, «Прекрасная мельничиха». №20. «Колыбельная ручья».
3. Гендель Г.Ф. Ария Альмиры из оперы «Ринальдо».
4. Даргомыжский А.С., опера «Русалка». Ария «Мельника» из 1-го действия.
5. Шопен Ф. Мазурка ор.56, №2, до-мажор.
6. Чайковский П.И. «Детский альбом». Марш деревянных солдатиков.
7. Моцарт В.А. Соната №14, до-минор. 1-я часть.
8. Бетховен Л., «К Элизе».
9. Бах И.С., «Французская сюита» №2, до-минор. Аллеманда.
10. Глинка М.И., «Попутная песня».
11. Прокофьев С.С. «Ромео и Джульетта». «Монтекки и Капулетти».
Умение анализировать произведение по нотам — главный навык, которым должен обладать ученик в конце обучения в ДМШ. На это направлены все учебные дисциплины. а музыкальная литература их синтезирует в единое целое. Предлагаю вам план анализа произведений, которого нужно будет придерживаться на экзамене.
План анализа произведения:
1. Композитор произведения (эпоха, национальная принадлежность, какие произведения знамениты или что проходили на уроках).
2. Характер произведения (назвать несколько эпитетов на прозвучавшую музыку -фрагмент будет исполнен педагогом).
Остальные пункты плана должны связно раскрыть, какими элементами музыкальной речи (мелодия, аккомпанемент и т. п.) композитор создал образ и характер.
3. Название произведения (прокомментировать жанр — песенный, танцевальный, маршевый; если это фрагмент из оперы или балета, сказать об этом и пояснить, что это за фрагмент).
4. Мелодия (вокального или инструментального типа.
5.Фактура (гомофонная — с разделением на мелодию и аккомпанемент, полифоническая — несколько самостоятельных мелодий, смешанная — сочетание гомофонного и полифонического типов).
6. Лад и тональность (тональность определяется по ключевым знакам, либо по нотам в первом и последнем тактах),
7. Темп, штрихи, динамика (знать перевод итальянских обозначений этих элементов музыкальной речи, встречающихся в нотах, связать с характером или образом).
8. Форма произведения (не больой объём листов — простая форма, более двух листов — сложная форма. Если есть репризы или повторы музыки — сложная трёхчастная или рондо).
На экзамене нужно постараться соединить пункты плана в рассказ.
Некоторые ноты можно посмотреть прямо в блоге: annvic.mypage.ru/tag/%D1%8D%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B5.%20%D0%BD%D0%BE%D1%82%D1%8B/